Дата
Автор
Артур Атаев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Зачем армию вернули на Кавказ

Фото: ИТАР-ТАСС

Вместе со спецслужбами и МВД принимать участие в спецоперациях на Северном Кавказе снова будет армия. Местных силовиков не хватает, и доверия им нет, а столкновений с боевиками все больше, говорят источники PublicPost.

Российская армия возвращается на Северный Кавказ. Подразделения начали работу в регионе еще неделю назад. По словам источника "Интерфакса" в оперативном штабе группировки войск в регионе, "они действуют по своим планам, но в тесном взаимодействии с частями оперативной группировки Внутренних войск МВД и других полицейских подразделений и ФСБ". Решение об усилении контингента было принято Национальным антитеррористическим комитетом, а служить на Кавказе будут контрактники. У решения уже есть последствия в виде человеческих жертв — на прошлой неделе во время спецоперации в дагестанском Буйнакске четверо контрактников погибли. "К сожалению, армейские подразделения в боевых действиях действовали шаблонно, без учета специфики проведения контртеррористической операции на современном этапе", — констатировал источник.

Военные не действовали на Кавказе с 2006 года, уже 6 лет контртеррористические операции проводят сотрудники МВД и спецназ. Сейчас борьба с терроризмом здесь выглядит примерно так. По словам собеседника PublicPost, среди силовиков Кабардино-Балкарии местную полицию почти не используют: "Они, как правило, занимаются предварительной разработкой. Причем агентурная работа в последние годы проваливается — в 90% случаев данные получают из прослушки телефонов и перехватов электронной почты". При этом, по его словам, у местных полицейских и сотрудников ФСБ есть жесткая конкуренция, в результате которой возникает несогласованность действий, и спецоперация проваливается еще на этапе подготовки. Если несогласованности нет, то полученные данные передаются сначала в региональный центр по борьбе с терроризмом, а потом выше — в НАК.

"Если понятно, что в суде доказать виновность объекта невозможно, то принимается решение о ликвидации", — утверждает источник. Собеседник в спецназе уточняет, что этим занимаются отряды ФСБ "Альфа" и "Вымпел". Бойцы прилетают в горячие точки вахтовым методом, в командировки: "Ротация идет постоянно, нельзя гонять людей на спецоперации каждый день". К примеру, в Дагестане группа живет в Махачкале, на небольшой мобильной базе, а бойцы свободно перемещаются по городу. В Чечне также действует 46-я бригада внутренних войск, у которой есть элитное спецподразделение, они базируются недалеко от аэропорта, но в город бойцы не выходят совсем. Региональным силовикам во время спецопераций остается разве что обеспечить оцепление и прикрыть по необходимости, говорят собеседники PublicPost в регионе. Федералы регионалам еще и не очень доверяют — известно как минимум об одном инциденте в 2010 году, когда местные силовики помогли уйти боевикам. Спецоперация проходила в Чечне у села Алхазурово, спецназ попал в засаду и вызвал на подмогу чеченский батальон "Север", но подмоги так и не дождался, зато как минимум один боец получил смертельное ранение с тыла. Об этом корреспонденту PublicPost рассказал как раз знакомый спецназовец, и, по его словам, в этом деле следственные органы никак не разбирались.

Две недели назад, 19 сентября, еще один собеседник "Интерфакса" предсказал возвращение армии на Кавказ. Он объяснил это тем, что сил МВД уже не хватает, и они несут потери. Это подтверждает и источник в силовых структурах Дагестана. Действительно, даже если просто зайти на сайт НАК, становится понятно, что спецоперации проходят не реже раза в неделю, и это еще не обо всех известно. Не всегда сообщают и о потерях силовиков — обычно, когда погибших больше трех. И именно региональные силовики гибнут чаще, так что желания идти работать в полицию у местных пропадает быстро.

Об этом же говорит и эксперт по Северному Кавказу центра Карнеги Алексей Малашенко. Армия, по его словам, в регионе понадобилась, потому что "там идет гражданская война". "Те, кого называют бандитами, на самом деле исламская оппозиция, — рассуждает он. — И если против уголовников можно послать милиционера, то тут милиция уже не поможет. Не говоря уже о том, что местные жители исламистов поддерживают, понимая, что федеральные законы в республиках не работают". Так что, по словам Малашенко, "Кремль вынужден идти на такие меры, что доказывает полный провал как политики на Кавказе, так и любых возможностей диалога".