Арест Развозжаева: всё чудесатее и чудесатее
Фото: ИТАР-ТАСС Задержание и арест Леонида Развозжаева обрастают новыми подробностями и одна из них удивительнее другой. Украинские пограничники информацию о похищении оппозиционера назвали "сплетнями", заявив, что 19 октября он легально покинул Украину и никаких жалоб от него не поступало. Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, навестивший Развозжаева в Лефортово, заявил, что арестованный претензий к условиям содержания не высказывал, уверяя, что физического воздействия в изоляторе к нему не применялось. Побывавший у арестованного чуть раньше Лукина член Общественно-наблюдательной комиссии города Москвы Антон Цветков и вовсе утверждает, что жаловавшийся на пытки Развозжаев, "бодрый и веселый". Жена Развозжаева, как уверяет LifeNews, вообще сомневается в том, что ее муж был в Киеве.
Во вторник днем Развозжаеву предъявили обвинение в подготовке массовых беспорядков (ч.1 ст.30, ч.1 ст.212 УК). 26 октября в Главное следственное управление Следственного комитета для предъявления обвинения вызваны его соратник Сергей Удальцов и адвокат Виолетта Волкова. Блогеры пытаются разобраться, что же действительно случилось с Развозжаевым.
Кирилл Рогов, обозреватель "Новой газеты":
"По поводу всяких "версий" о Развозжаеве. Пока это все выглядит как хрень какая-то. Но проблема эта будет все время — всяких гэбэшных разводок и подозрений на гэбэшные разводки.
В этих мутных версиях предполагается, что ФСБ напрягает украинцев (реально напрягли, у Янука выборы), создает конфликт с ООН, вывозит какого-то Развозжаева на частном самолете из Украины — все только для того, чтобы надурить пользователей соцсетей. Важно, по-моему, что? Обычная их тактика: везде устроить какую-то муть и говно, чтоб непонятно было, где свои, а где чужие.
Факты нам известные заключаются в том, что его арестовали ни за что на основании скрытой съемки, где текст и изображение смонтированы, к нему не пускают адвоката...
Поэтому пока единственной правдой остается та, которую он прокричал в тот единственный момент, когда имел возможность что-то нам сообщить. Пока у нас нет другой информации от него, пока нет возможности что-то достоверно узнать, мне кажется разумным исходить из этого".
Андрей Мальгин, блогер:
"Свидетели видели, что Развозжаева запихивают в машину у дверей представительства ООН. Похоже, что границу пересекли также на автомобиле. Так и вижу эту картину: Развозжаев сидит на заднем сиденье между двух амбалов с ножичком под ребром. Знаем, много раз видели в кино. Вполне правдоподобно. Как раз самолетом им было бы рискованно перевозить: там труднее контролировать поведение живого груза. (...)
Лукин — большой дипломат, был российским послом в США. "По его словам, какого-либо физического воздействия в изоляторе в отношении него не применялось". Не придерешься. А не "в изоляторе"? Ведь, по словам Маркова, он писал свои покаянные десять страниц в следственном комитете, куда добровольно явился? В следственном комитете применялось физическое воздействие? А в момент похищения? А в момент перевозки? И что же это Лукин не спросил и не сообщил агентству самое главное: по своей воле пришел оппозиционер к следователям или его выкрали из-за границы?"
Илья Пономарев, депутат Госдумы:
"Иду к Развозжаеву и Лебедеву. В итоге встречи не состоялось. Мне показали пустые камеры. ((( Добился только разрешения для Волковой встретиться с Лебедевым. Был в камерах у обоих. Они двухместные, но каждый из них сидит один. Пытаюсь теперь действовать через следователя. Говорят, у меня полномочия только на ознакомление с условиями содержания, а не на беседу".
Иван Давыдов, колумнист, поэт:
"В истории с Развозжаевым есть интересная последовательность медийных событий.
Вчера на "Лайфньюс" не без гордости вывесили эксклюзив: "Только нашему корреспонденту Развозжаев успел сказать, что его пытали".
Сегодня там же — первый слив о признательных показаниях на десяти листах и анонс полного текста.
Вероятность того, что первая публикация тоже была согласована со старшими товарищами, как мы все понимаем, велика.
И тогда две подряд читать надо так: "если вас арестуют — сразу признавайтесь во всем, в чем вас попросят признаться. Потому что потом все равно признаетесь, но будет больно".
Юлия Сазонова, бывший мировой судья:
"А вообще, конечно, такая последовательность событий, как в случае с Развозжаевым, вызывает не просто вопросы, а недоумение. Сначала из источников, которым нет оснований не доверять, поступает информация, что он на Украине. Потом информация о его похищении. Потом вопиющие подробности задержания на территории иностранного государства человека который находится в ФЕДЕРАЛЬНОМ розыске, потом тайная доставка непонятно на чем в РФ, внеочередное "секретное" судебное заседание (суды дежурят по арестам только по субботам), история с пытками по ЛайфНьюз, и в конце — эта явка. Не хочу писать про 37-й год или про "дальше некуда", но откровенной уголовщины в этой истории гораздо больше, чем логики.
Да, и еще, становится понятно, что следственная группа из 100 следователей себя не оправдала и 18 фигурантов за участие недостаточно. Теперь они решили "искать" (выдумывать) организаторов. Думаю, что будут "искать" еще и участников. Так, для количества. От этого как-то грустно, но уже не страшно".
Илья Яшин, член политсовета "Солидарности":
"СК опровергает, что Развозжаев дал показания под пытками, т. к. на теле нет повреждений. А какие следы должен был оставить пакет на голове?"
Валерий Морозов, бизнесмен:
"Чтобы написать 10 страниц показаний (требуется писать по определенной форме, указывая детали и факты), дать возможность следователям прочитать их, получить замечания от следователей, исправить и переписать текст, требуется не один и не два дня. (...) Человек не был готов к показаниям. Его нужно было обработать, подавить психологически, заставить предать своих соратников. У него в голове должна была быть полная мешанина из обид, отчаяния, страха и злости. Он физически и психологически не мог написать, обсудить со следователями, пройтись по замечаниям, сделать исправления и переписать начисто 10 страниц за такой короткий срок! Причем на начальном этапе (особенно, если к нему были применены пытки) для спецслужб и следователей было достаточно его общего признания своей вины и заявления по основным позициям обвинения".
Рустем Адагамов, фотограф, блогер:
"Развозжаев вышел из офиса, вспомнил, что его ждет частный борт в аэропорту и поехал туда, чтобы сдаться российскому правосудию".