Дата
Автор
Маргарита Михайлова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Революция на марше

Фото: Reuters/PublicPost

В музейных магазинах мира давно и успешно продается серия книг Street Art, где собраны хрестоматийные объекты уличной культуры различных городов мира: Берлин, Париж, Токио, Нью-Йорк, Лондон и даже Пекин и Тегеран. Ни одного русского города пока на карте мирового стрит-арта нет, но это вопрос времени. Мы сейчас переживаем лишь первую фазу творческой активности горожан: единожды выйдя на улицы с целью оккупировать городское пространство, стрит-художники и уличные активисты не исчезнут и без боя отвоеванную территорию не отдадут. Городской партизанинг подобен вирусу, у него есть свои фазы активности и затухания, он мутирует, но не умирает. Муниципальные власти цивилизованных столиц давно поняли, что искоренить эту болезнь невозможно, проще закрыть глаза на контркультурный характер явления и признать объекты стрит-арта частью городской культуры и атмосферы.

Ловушка первая: революция

Принято считать, что уличное искусство зародилось в Америке в 60-е годы. На самом деле, в Филадельфии и Нью-Йорке сложился сам термин "Street Art", и были негласно узаконены визуальные коды и правила уличных художников. Впервые призыв "немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов" был сформулирован еще в 1918 году в Декрете №1 русских футуристов.

Вообще стрит-арт и революционная ситуация, может, и не близнецы-братья, но уж точно близкие родственники. К примеру, первые граффити появились в среде борцов сопротивления в годы Второй мировой: по легенде, рабочий Килрой писал "Kilroy was here" на каждом ящике с бомбами, и эту фразу стали воспроизводить на стенах домов, устоявших во время бомбежек.

Парижской студенческой революции 1968-го года мы обязаны появлением культовых ситуцианистких лозунгов "Запрещено запрещать", "Будь реалистом требуй невозможного", "Под асфальтом пляж", которыми были разукрашены улицы города. Падение Берлинской стены повлекло за собой всплеск немецкого уличного искусства. А вот вам парадокс: в Берлине самым знаменитым стрит-артистом был и остается москвич Дмитрий Врубель, а вот в Москве 1991 год никак не отразился на состоянии городской среды: брандмауэры домов остались практически нетронутыми ("Цоевская стена" на Арбате редкий объект стрит-арта 90-х). Тогда как движению "белых лент", напротив, предшествовали активные вылазки городских партизан и "Дворцовый переворот" арт-группы "Война", а прообразом зимних митингов стали новосибирские монстрации, организованные Артемом Лоскутовым. Потому что стрит-арт генетически связан не только с революционной ситуацией и социальной активностью, но и с понятиями "креативный класс" и "джентрифика́ция". Попросту уличное искусство возможно лишь там, где есть городская культура как таковая.

Ловушка вторая: контрреволюция

В новом веке Street Art мировой тренд. За имя Бэнкси Nike был готов заплатить миллионы, чтобы использовать его как товарный знак. Нью-йоркский фрик и граффитист Жан-Мишель Баския посмертно стал самым дорогим художником в мире. То, что в прошлом столетии считалось частью контркультуры, сейчас активно тиражируется рекламщиками и дизайнерами. Институциональное искусство переживает кризис и терпит убытки: галерейщики охотятся за стрит-художниками.

Трафареты сегодня можно купить в специальных магазинах, тэгам посвящены искусствоведческие исследования, тактике интервенций в городскую среду обучают в "Институте Strelka", гранты уличным художникам раздает модный ЦСК "Гараж". Уличных художников не смогли истребить полицейские, перед их натиском капитулировали городские власти: общество потребления приняло их в свой оборот, взяло на вооружение их методы и грозит им уничтожением.

Может сложиться ложное впечатление, что стрит-арт безопасное занятие и что каждая бизнесвумен может управлять стикером и аэрозолем. Но каждый, кто включается в эту игру, должен помнить, что настоящие городские партизаны – анонимы, стоящие вне закона и официальных институций. Они могут согласиться разрисовать двор модной галереи, но поле их битвы не стены центра современного искусства, а весь город. Уличные художники не идут на соглашение с муниципальными властями, потому что уверены, что "они здесь власть" и город принадлежит людям, а не мэрии. Настоящий уличный художник не боится, что его прием растиражируют.

Оккупированные стрит-артистами районы берлинский Пренцлауберг, лондонский Кэмден Таун, нью-йоркский Вашингтон-Хайтс не резервации, а временно отвоеванные территории, которые медленно, но верно отходят обратно к неприятелю. Поле битвы все города мира.

О том, каким оружием ведется эта битва и как стать бойцом, в спецпроекте PublicPost рассказывают уличные художники: и те, кто не скрывает своих имен и лиц, и настоящие партизаны.

Спецпроект "Стрит-арт"


Как сделать городскую фею своими руками

В рамках серии мастер-классов PublicPost пригласил в гости Авдотью Каблукову, создающую аппликации из бумаги. Ее новая коллекция "Городские феи" представляет девушек в различных образах, которые должны украсить улицы города. >>>

Стикер - оружие партизанской войны

Художники группы “Без Автора” провели для PublicPost мастер-класс по массовому изготовлению стикеров. >>>

Участники выставки "Голос улиц" разукрасили офис PublicPost

В редакции PublicPost прошел мастер-класс по стрит-арту: участники предстоящей выставки "Голос улиц" показали, как быстро и легко сделать трафаретное граффити в "домашних условиях". >>>