Национализм пришел в политику
Прочитал в "Ведомостях" интервью с Владиславом Сурковым и понял, что был прав в своих прогнозах: что власть воспользуется националистическими идеями, когда придет время.
Время, кажется пришло: "кремлевский идеолог" (как любят называть Суркова) неожиданно признался, что по политическим убеждениям он русский.
"По политическим взглядам я русский, — говорит глава аппарата правительства России, а дальше признается и вовсе неожиданных вещах. — Считаю, что надо применять те системы политических подходов, которые для нас как для суверенной нации более полезны на данный момент времени. И не надо при этом замыкаться: ты либерал и будешь либералом, как дурак, даже в неподходящих условиях. Когда война, не надо быть либералом. Когда ситуация спокойная и позволяет расслабиться и жить в свое удовольствие, не надо быть ультраконсерватором. А вот свобода и достоинство русского человека, развитие русской культуры, сохранение органического союза русских со всеми народами России должны быть целью и войны, и мира. Быть русским в любых обстоятельствах — это очень амбициозная политическая программа".
Ровно два года назад я писал об этом в серии статей "Превыше партий". Приведу одну цитату оттуда:
"Власть держит националистическую идеологию в загашнике, как спасательный круг на непредвиденный случай, и воспользуется ей, когда придет определенный момент.
С этой точки зрения можно попытаться оценить непонятное поведение власти — запрет на политическое воплощение русского национализма, словно в Кремле боятся, что кто-то другой может сорвать гарантированный политкапитал; неадекватные репрессивные меры против националистов, как будто худшего врага у Кремля нет, и не было". (Кому интересно, полностью тут).
Что касается "плавучей" сурковской политической модели: если война, я консерватор; если мир, я либерал; но в обоих случаях русский консерватор и русский либерал, — то я эту схему тоже предсказал. Вернее, советовал националистам воспользоваться ею:
"Пока национал-патриоты продолжают с упорством рассуждать о необходимости иметь свою собственную партию, отказываясь понимать, что задача в современных условиях заключается не в том, чтобы представить России выбор — между национализмом или чем-то иным, а в том, чтобы при любом выборе вычеркнуть национализм было бы невозможно".
Я плохой предсказатель. Но здесь, похоже, угадал.