Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Бунт в колонии в Челябинской области

Не менее 250 человек ( по официальным данным ) отказались повиноваться руководству учреждения

О бунте, начавшемся в исправительной колонии № 6 в городе Копейск Челябинской области вечером 24 ноября, «Новой» сообщили местные правозащитники и родственники заключенных. По их информации, в ИК № 6 в субботу бунтовали около 300 человек. Они захватили вышку и вывесили плакат с надписью «Помогите, люди!». Родственники заключенных (по данным правозащитников, у ворот колонии собралось не менее 400 человек) утверждали, будто осужденные сделали эту надпись кровью. Родные и близкие также говорили о том, что сюда было стянуто большое количество ОМОНа, и бойцов ОМОНа с резиновыми дубинками ввели на территорию ИК № 6.

Координатор проекта «Гулагу — нет!» в Челябинской области Оксана Труфанова (сейчас находится в Копейске) сообщила «Новой»: «Как мы предварительно выяснили, еще несколько дней назад сотрудники этого исправительного учреждения избили нескольких заключенных и поместили их в ШИЗО. В ответ в субботу сокамерники избитых захватили вышку и потребовали встречи с наказанными. Они хотели убедиться, что те живы-здоровы. Но администрация колонии на уступки не согласилась. Я приехала в колонию сразу, как только узнала о начавшихся волнениях. Заместитель начальника ГУ ФСИН по Челябинской области Василий Назаркин мне сказал: «Все тут нормально, есть кое-какие проблемы». Но у колонии уже дежурило много бойцов ОМОНа. Творилось что-то страшное. Со всех сторон разносились крики и визги. Ситуация явно выходила из под контроля. Омоновцы начали избивать правозащитников и родственников. Меня – тоже. Я шла внутрь, меня обещали впустить. Но, когда я подошла поближе, была дана отмашка ОМОНу : «Бьем!». Все разбежались, меня ударили сзади дубинкой, я упала. Оказалось повреждено колено, и я получила сотрясение мозга. От ИК № 6 меня увезли в больницу снимать побои».

Валерия Юрьевна Приходкина, родственница одного из заключенных, рассказала «Новой»: «Я с утра узнала (мне приходили СМС из ИК-6), что в колонии отменили родительский день и все свидания. Недоуменные родственники, приехавшие в Копейск, задавали вопросы: что случилось? Почему в колонии столько начальства? К родным вышли представители администрации учреждения и объявили, что «в зоне все в порядке, а ОМОН – лишь проводит учения». Но никого к близким так и не пустили.

Официальные комментарии по поводу происшествия появились только ночью.

Руководство ГУ ФСИН по Челябинской области выступило с официальным заявлением по произошедшему бунту. Оно размещено на сайте ведомства с пометкой «для предупреждения распространения недостоверной информации».

Цитируем:

«24 ноября в 11:30 в ИК-6 перед проведением обеда осужденные шести отрядов в количестве 250 человек вышли на режимный коридор жилой зоны учреждения и выдвинули незаконные требования по ослаблению режима содержания, в частности, освобождению ряда осужденных из штрафного изолятора, водворенных туда за нарушения правил внутреннего распорядка.

На место происшествия прибыли начальник ГУ ФСИН России по Челябинской области генерал-майор внутренней службы Владимир Турбанов и Челябинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Александр Яковлев.

В настоящее время проводится служебная проверка, выявляются все обстоятельства произошедшего. Обстановка в учреждении контролируемая и управляемая».

Как добавил начальник пресс-службы УФСИН по Челябинской области Иван Мишанин: «Негативных проявлений со стороны заключенных не было. Руководство ИК № 6 не собирается применять физическую силу в отношении бунтующих. Мы готовы ждать, пока осужденные сами спустятся вниз».

Между тем, как сообщили «Новой» родственники сидельцев, всех их разогнали силой. К ИК № 6 до 6 утра (по местному времени) продолжали стягивать подкрепление. Подъездные дороги к Копейску перекрыты до сих пор. Что происходит за забором ИК № 6 – неизвестно. По имеющимся сведениям, несколько десятков человек объявили голодовку.

Оксану Труфанову и некоторых родственников заключенных, пострадавших от действий ОМОНа, после осмотра в травмпункте, доставили в ГУВД города Копейска. Там их всех допросили дознаватели. Сейчас допрошенных волнует вопрос: кого привлекут к ответственности – их или бойцов ОМОНа?

Рано утром 25 ноября ЧП в ИК № 6 прокомментировали в ГУ МВД РФ по Челябинской области.

– На территории колонии в Копейске и вблизи нее массовых беспорядков не допущено, – сообщили «Новой» в пресс-службе ведомства. – На место происшествия 24 ноября незамедлительно прибыли руководство ГУ МВД России по Челябинской области, а также дополнительные наряды ППС и ОМОН с целью организации охраны общественного порядка и профилактики правонарушений. Спустя несколько часов большая часть родственников осужденных самостоятельно покинули прилегающую к колонии территорию. Оставшиеся на месте молодые люди, в состоянии алкогольного опьянения, пытались нарушить общественный порядок, громко выражались нецензурной бранью. В итоге 26 человек были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в управления внутренних дел Копейска и Челябинска для составления административных протоколов. В настоящее время ситуация в колонии по-прежнему находится под контролем сотрудников ГУ МВД и ГУ ФСИН России по Челябинской области.

Одновременно в ночь с субботы на воскресенье исправительное учреждение посетили омбудсмен Челябинской области Алексей Севастьянов и член Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания (ОНК) Дина Латыпова. Они дали разные оценки увиденному.

Цитируем:

Алексей Севастьянов:

– Никаких противоправных действий в отношении заключенных не проводилось. Не было никаких спецопераций или применения спецсредств. Никого не бьют. Рядом с колонией ходят родственники и непонятные подвыпившие люди. В колонии находятся бойцы ОМОНа, сотрудники прокуратуры и ФСБ. Заключенные выдвигают самые разные требования.

Дина Латыпова:

– ИК № 6 взбунтовалась практически полным составом. Сотни осужденных стоят на крышах своих помещений, кричат оттуда: «Люди, помогите». Держат плакаты. Объявили массовую голодовку. Поголовно говорят о том, что им надоело терпеть пытки, издевательства, побои и ШИЗО как способ наказания за малейшую провинность.

Региональные правозащитники напоминают, что именно ИК № 6 в Копейске недавно уже прославилась скандалами, связанными со смертью заключенного Николая Коровкина и избиением осужденного Евгения Терехина.

Члены ОНК по Челябинской области регулярно выезжали в ИК № 6 в связи с постоянными жалобами на избиения, вымогательства и другие нарушения прав человека, однако никакой реакции на эти сигналы со стороны руководства ГУ ФСИН по Челябинской области не наблюдалось.