Дата
Автор
Владимир Мозговой
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Был он рыжим — стал седым

За что уволили тренера питерского СКА

За что уволили тренера питерского СКА Милоша Ржигу...

Был он рыжим, веселым и отчаянным, стал седым, осторожным и угрюмым. Кто-то такой путь проходит за 10 лет, Милошу Ржиге хватило полтора года в питерском хоккейном клубе СКА. Ни он не понимал, на что шел, ни руководство не понимало, кого и под что берет. Теперь его уволили — в отличие от Эмери не после разгромного поражения, а после очередной победы. СКА нынче первый во всей Континентальной хоккейной лиге, и Милош Ржига не понимает, за что его отправили в отставку.

Общественности внятно объяснили: игра у команды привлекательная, но не системная, с перепадами. А вдруг будущей весной в плей-офф произойдет то же самое, что случилось весной прошедшей, когда пан Милош получил четыре подряд поражения от московского «Динамо» в финале Западной конференции? То есть «Газпром», и без того зажигающий в Питере по полной программе (про ситуацию с обиженным «Зенитом» напоминать не надо), и тут отличился, предприняв превентивные меры и вытерев ноги о человека, который честно и квалифицированно выполнял свои обязанности. Но руководству мало было первого места и аншлагов в питерском ледовом — ему нужны не лихие победы, а Кубок Гагарина с гарантией. То, что подобного не сможет пообещать ни один специалист, будь он Майк Бэбкок или Зинэтула Билялетдинов, — президента СКА Геннадия Тимченко, очевидно, мало волнует.

Его предшественник Александр Медведев по отношению к хоккею во многом остается идеалистом и романтиком, многие его решения в качестве президента КХЛ (а раньше и президента СКА) идут от сердца — со всеми вытекающими. Питерский хоккей испытал на себе все прелести продвинутого дилетантизма, но тут за дело взялся Геннадий Тимченко. Друг и соратник В.В. Путина — в первую голову бизнесмен, ему всякая романтическая чушь неинтересна, у него подчиненные должны отрабатывать деньги и выполнять задачи.

Ржигу в СКА притянули как харизматика, который придаст команде необходимой на войне (то есть в плей-офф) отваги, — так сам Ржига вначале со «Спартаком», а затем и с «Атлантом» в роли Давида становился на пути Голиафа, то есть питерского клуба. Поражения были настолько показательными, что питерские хоккейные начальники в Милоше увидели того самого человека, который сделает из звездно-академического СКА настоящего монстра.

Хуже всего, что в это поверил сам Милош Ржига. Он не понимал, что одно дело — совершать подвиги со скромными «Спартаком» и «Атлантом», и совсем другое — обеспечивать монументальную победную поступь напичканной звездами команды. Он еще не знал, что и победы могут не нравиться. Он сменил дресс-код, почти перестал рычать на судей, он честно старался соответствовать имиджу представителя всесильной компании и не заметил, как на этом многотрудном пути потерял сам себя. Когда ему после динамовского разгрома позволили работать дальше, он уже не очень хорошо представлял, что от него хочет новое руководство клуба.

СКА перед сезоном опять усилился. С началом локаута клуб преуспел в борьбе за джокеров из заокеанской НХЛ, разом приобретя Илью Ковальчука, Владимира Тарасенко и Сергея Бобровского. Звено Ковальчук — Тарасенко — Тихонов назвали готовым для олимпийской сборной, вратари не подводили, с основными предполагаемыми соперниками питерцы разбирались красиво, зал ломился от болельщиков, но Милош Ржига знал, что им недовольны.

Он очень хотел как-то исправиться. Он и звенья тасовал не по своей прихоти, а чтобы добавить надежности, подстраховаться перед плей-офф и отработать все варианты. Ситуация позволяла — СКА уверенно шел в лидерах, а редкие сбои, кажется, не давали оснований для паники. Но руководство все больше мрачнело, и даже генеральный менеджер в лице Алексея Касатонова, как нынче выяснилось, был недоволен главным тренером. Трения со звездами, в первую очередь с Ильей Ковальчуком, на публике не проявлялись, но что-то такое зрело. В какой-то момент Милош Ржига вместе со своим ближайшим соратником Андреем Потайчуком (вместе они работали и в «Спартаке», и в «Атланте»), очевидно, оказались в одиночестве.

Об отставке ему объявили сразу после волевой победы над чеховским «Витязем». Обычно такое случается после серии поражений, но для совета директоров клуба не важен был результат. Они давно уже всё решили, «опираясь на свой опыт и опыт своих консультантов» (так сказал Александр Медведев, выражая тем самым не свое личное мнение). Ржига еще поднимал слегка вальяжных звезд на бой в третьем периоде, а ему уже вынесли приговор.

Теперь любой тренер, который придет на место Милоша Ржиги (пока исполняющим обязанности назначен один из его помощников — Михаил Кравец), должен осознавать, что с ним в любой момент могут поступить по-скотски. Ржига хорошо знает русский, но про то, что «у сильного всегда бессильный виноват», он, очевидно, забыл.

Узнав об отставке, он плакал. Будет справедливо, если эти слезы кому надо отольются.