Кризисы повторяются. Прогноз на 2013 год
Сейчас большие опасения связаны с долговыми проблемами США. Ожидается, что в январе могут последовать какие-то неприятные события, связанные с американскими долговыми бумагами.
Но я думаю, что как раз эта тема является надуманной. А самая серьезная проблема на текущий момент — это ситуация в Германии и ситуация в Китае. Что еще может быть более важно?
А если говорить о кризисе, как о большом процессе, то мы, конечно, не вышли ни из какого кризиса и, более того, стабилизация 2010-го года завершилась, и завершилась уже год как. При этом создается такая интересная картина, когда в одних регионах мира мы видим кризис очень острый, а в других регионах, например, в России — мы видим рост, мы видим некую стабильность по экономическим показателям.
Видим в Китае неплохие темпы роста, хотя китайская экономика замедляется. Но, тем не менее, создается ощущение, что вот есть кризис в Европе и есть обширные зоны на планете, где кризиса никакого нет. Это обманчивая, конечно, картина потому, что на самом деле кризис является общемировым.
И если рассматривать его как целостное явление, то он присутствует всюду. Просто он не везде проявился в одинаковой мере, и, в сущности, идет развитие сходных процессов. Например, в США до кризиса мы видели кредитный бум. Этот кредитный бум повторяется, в целом, в ряде стран. Ну, например, в Китае он повторяется, и в России тоже мы наблюдаем кредитное оживление.
И, конечно, власти должны озаботиться тем, как, собственно, переходить к тому моменту, как управлять позже, когда кредитное оживление уже завершится, как разбираться с его последствиями. В течение 2011-го года мировая экономика перешла из фазы вот такого оживления, которое происходило внутри кризиса, в фазу новых проблем.
Когда еще до окончания второй программы количественного смягчения в США программы федерального резерва началось падение рынков, — буквально за месяц до окончания программы. Т. е. еще шла подпитка рынков (по крайней мере, формально), и, тем не менее, уже начались проблемы. А дальше — возникла угроза дефолта США. Дефолт США не произошел, и следом за этим произошел обвал на рынках.
И вот в этом году, когда были выборы, новое рыночное падение было связано уже с победой Обамы. Т.е., казалось бы, все опасались победы Ромни, победы республиканцев, потому что не было понятно, что они будут делать, какую проводить политику. И, более того, республиканцы достаточно жестко настроены по отношению к фондовому рынку и ко всем операциям там, и больше отражают интересы промышленников. Но, тем не менее, рынки опять отреагировали падением.
Сейчас мы видим новую, третью программу количественного смягчения, которая, по сути своей, означает, что США забросили в дело тот резерв, который выглядит, по крайней мере, последним финансовым резервом. В общем, интересно, что до того момента, пока они этого не делали, создавалось ощущение, что, возможно, США как-то разберутся с экономическими проблемами, как-то преодолеют все накапливающиеся различные признаки в экономике, добьются роста американской экономики и вытянут мировую экономику из кризиса.
Такую же иллюзию создавал Китай, но, может быть, гораздо более мощную потому, что в Китай шли инвестиции, и больше был экономический рост. И казалось, что Китай может вытянуть мировую экономику.
Вообще на протяжении последних ста пятидесяти лет сменился лидер мировой экономики. Главная его ведущая страна — это локомотив фактически. В 1850-е годы кризис начинался и заканчивался в Лондоне, а уже в 1870-е годы кризис начинался и заканчивался в США. Т. е. США стали локомотивом и сердцем мировой экономики практически именно за счет огромного американского рынка, который как раз и был создан в тот период — еще в XIX веке. И США не утратили этого положения лидера, нисколько не утратили — они его сохранили.
Китай, который попытался перехватить это лидерство, он это сделать не смог. И в итоге мы оказались в ситуации, когда США из кризиса не вышли, а более того, они расходовали большие ресурсы, добившись стабилизации, Но стабилизация-то подходит к концу. Китай тоже израсходовал большие ресурсы, и его экономика замедляется.
Ко всему нужно добавить, что спад в Евросоюзе перешел на север, и так называемая "греческая" или "испанская болезнь", она теперь перекинулась на север. И мы видим сокращение промышленных заказов в Германии и фактически начало сжатия немецкой экономики, что является как раз нерадостным сигналом.
Вообще же, представления оптимистов, аналитиков были связаны с тем, что Германия каким-то образом будет расти и вытягивать европейскую экономику из кризиса. Вот эти представления никак не реализовались. Как раз реализовался негативный прогноз, который, собственно, нами делался о том, что германская экономика будет замедляться. Более того, фактором замедления в немецкой экономике будут усилия немецких властей по расширению поля политики жесткой экономии в Европе.
Вот сейчас жесткая экономия фактически поразила всю южную часть еврозоны. А там это привело к очень высокому уровню безработицы. Фактически превышен уровень времен Великой депрессии. И в результате на Германию это оказывает негативное влияние просто потому, что, с одной стороны, сокращены рынки сбыта, а с другой стороны — есть угроза дефолтов потому, что огромны национальные долги в странах юга еврозоны.
Они оказались, по мере борьбы с этими долгами как проблемным явлением, еще серьезной бедой просто потому, что сжались экономики. Сжались экономики, были разрушены целые сектора.
В Греции разрушена строительная отрасль полностью. Сегодня она буквально лежит в руинах. Там очень низкий уровень активности. И, конечно, в результате мы видим — поступления в бюджеты этих стран сокращаются, таких как Греция, Португалия, Испания. И мы, в свою очередь, сталкиваемся с тем, что на Германии, на немецких банках это сказывается плохо.
Франция, наверное, будет быстрее, чем Германия, испытывать эти проблемы, т. е. быстрее поражаться "испанской" или "греческой болезнью". И в результате мы ничего хорошего от Европы не ждем. Однако, как раз европейский рынок есть тот рынок, с которым Россия тесно связана. Правда, и китайский рынок тоже имеет большое значение.
На протяжении двух последних лет мы видели цикличность рынков, когда рынки не были стабильны. То рынки шли вверх, то вниз, и причем это падение было не только на фондовом рынке, но и на сырьевом рынке. Поэтому российские компании, сырьевые компании, которые хорошо начали 2012-й год, с хорошими прибылями, и тем не менее по итогам второго квартала оказались некоторые даже с убытками, другие — с падением доходов.
Это результат нестабильности мирового рынка, который, в свою очередь, обеспечен тем, что экономический кризис усиливается в Европе. Он проявляется пока в контролируемой форме в Китае и, опять же, в контролируемой пока форме он проявляется в США. Но тем не менее США стараются основные акценты смещать на Европу.
И все-таки для России вот эта нестабильность создает определенную угрозу.