Защита детей от жестокого обращения
Проект
"В России ежегодно происходит четыре тысячи попыток самоубийства среди подростков, оконченных суицидов — около полутора тысяч. Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по количеству суицидов среди подростков 15-19 лет. Чаще всего причинами трагедий становятся конфликты в семье и со сверстниками, а также романтические отношения. К сожалению, половина школ не имеют в своем штате психологов, а на одного психолога в среднем приходится примерно по 780 обучающихся", — сказал Павел Астахов.
С одной стороны, существует проблема безосновательного изъятия детей из семьи. Нужно этого избежать. С другой стороны, существует проблема жестокого обращения с детьми. Здесь видится решение в двух плоскостях. Первое — защитить право семьи на приоритетное воспитание своих детей. Второе — добиться улучшения психологического климата и социального благополучия во всех семьях и контроля, в первую очередь, на добровольных началах на взаимовыгодных условиях. Что стоит еще предпринять?
1. Школа родителей. Стоит выдавать родителям свидетельство о заключении брака только после прохождения Школы родителей, разработанной открытым советом психологов и общественных деятелей. Для этого всех родителей стоит пропускать через образовательную программу "Школа родителей". Не выдавать свидетельство о регистрации брака и не принимать в роддом без подтвержденной "лицензии" на родительство. Подготовить такую программу может Минобрнауки. "Школа родителей" может базироваться на базе всех государственных школ. Информацию о школе родителей (а точнее "кричащую" социальную рекламу) нужно размещать на баннеры на всех основных магистралях, в интернете, в роддоме и в отделах ЗАГС.
2. Создание положительного имиджа органов опеки. Органам опеки стоит устанавливать дружеские контакты с семьями, договариваться о встречах. В случае возникновения противоречий в семье, давать рекомендации. Несогласованные визиты должны стать исключениями в крайней необходимости.
3. Контроль общества. Нужно запретить несправедливое давление на родителей и изъятие детей из семьи. Органы опеки должны во время исполнения своих полномочий все фиксировать на видеокамеру или видеорегистратор, выкладывать в закрытый доступ для просмотра аутентифицированными родительскими сообществами, правозащитными организациями, общественными деятелями, психологами и другими органами опеки. Если родители отказываются от видеосъемки или противостоят проходу в жилище, то органы опеки должны оставить комментарий: "отказались от общения / видеосъемки". Такая запись должна привлечь дополниительно внимание деятелей по защите детей с целью сбора дополнительных сведений. Если будут основания, органы полиции будут разбираться в этом процессе. Общественные организации — как родительные, так и ювенальные — должны иметь право на равных основаниях совещательного, возможно, решающего голоса при санкциях в отношении семей. Родители от работы такой системы станут значительно ответственнее.
4. Социальная реклама. С помощью СМИ (ТВ, интернета), в особенности перед общероссийскими показами (например, Новогоднее поздравление президента) показывать социальные ролики, популяризирующие дружественное, аргументированное и партнерское отношение родителей и детей.
5. Плата за воспитание. Вместо пособия по воспитанию — после успешно сданных экзаменов на родительство любой матери и любому отцу за воспитание нужно платить, и не ниже платы опекунам.
6. Критерии отбирания детей. Экономические и жилищные условия жизни не должны являться поводом для отбирания детей (кроме "тяжелых" случаев), потому что на здоровье и развитие плохо влияет только откровенная антисанитария или хронический сильный голод или холод. "Теплый" психологический климат — первостепенное условие для нормального развития. Лейтмотив психологического климата: любовь, свобода и успех (создание условий для саморазвития). Такие условия нужно создавать для детей и мотивировать их на это с момента их рождения с помощью родной речи и разговора наравне со взрослыми.
7. Запрет на принуждение к ограничению пищи и сна. В том числе по религиозным соображениям. Предположительно, требуется на всех сообщениях об ограничениях в пище по религиозным соображениям ("постах"), а также в соответствующем законодательном акте писать "запрещено предлагать несовершеннолетним". В УК РФ должны быть прописаны санкции за нарушение, например "штраф 10 тысяч рублей, при повторном случае — 20 тысяч рублей, при третьем случае — вопрос на комиссии о лишении родительских прав". Ограничение пищи и сна — может быть только на добровольной основе. Если ребенок выбирает ограничение пищи или сна, он должен аргументировать это как свою собственную позицию.
8. Контроль за местами опеки и их модернизация. Если мы контролируем родителей, то необходимо, чтобы те места помещения детей также жестко контролировались. В этих местах не должно быть никаких бессмысленных игр. Работа центров должна быть по простому понятному регламенту, например, в начале дня утренний "мотивационный концерт" (Гимн России, жизнеутверждающие песни без религиозного или идеологического содержания), потом живые проповеди на тему как устроен мир, человек и отношения между людьми. Стоит рассказывать детям, что каждый человек хороший, каждый нужен, и каждый может и должен делать то что требует сердце. Потом возможен совместный труд, тренинги на экстренное зарабатывание денег, на умение пользоваться Википедией и "гуглить" по-английски, на то как добраться до нужного места, как себя устроить на работу или самому трудоустроить к себе других людей. Как выгодно продать, выгодно купить. Как аргументировать свою позицию; Лекции про бактерии (чтоб мыли руки и вообще мылись); про белки-жиры-углеводы-витамины (чтоб понимали, что и зачем есть); Лекции про достижение результата и раскрытие своего таланта (чтоб не ходили в песочницу или подпольные банды). Еда готовится, белье стирается, жилище убирается по возможности только детьми под инструктажем взрослых (кроме грудничков). То же самое касается бизнеса, организованного детьми. Все деньги и другие результаты труда детей до последней копейки отдаются непосредственным исполнителям. У сотрудников центров может быть материальная заинтересованность только от количества успешных социализированных детей, им должно само государство оплачивать такие услуги. Тогда мы сможем "отмыть" себя от подозрений в использовании детского труда. В центрах конечно должна быть непрерывная видеофиксация под контролем общества. Эта программа должна применяться ко всем детям, кто умеет ходить и говорить. С остальными, конечно, отдельная работа.