Дата
Автор
Максим Афонин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Что такое "казачьи дозоры"?

Хотелось бы вернуться к казачьим дозорам Краснодарского края. Судьба вновь свела с представителями "народной дружины", именуемыми казаками. И в отличие от встречи прошлой, эта была куда более интересна и информативна.

Казаков я заметил рядом со стационарным постом ДПС в центре Краснодара. И так как у меня было немного времени, решил обратиться к ним с парой простых вопросов. На журналистское удостоверение "стражи правопорядка" отреагировали спокойно, попросили только не задавать провокационных вопросов. Я уверил казаков, что интересуюсь исключительно в благих намерениях и приступил к незапланированному интервью.

Как оказалось, за несколько месяцев работы "казачьих дозоров" жители Краснодарского края уже привыкли к ним. Показывают документы, реагируют на замечания и в принципе довольны существованием такой дружины. Возглавляет "казачье войско" атаман, он же заместитель губернатора Краснодарского края. Он же тот человек, который расписывается в симпатичных удостоверениях, выданных казакам.

Судя по удостоверению, казаки регламентированы законом №10 Краснодарского края, который позволяет им содействовать сотрудникам полиции на ниве охраны правопорядка. Звания казаков, как объяснили мне "дозорные", приравнены к специальным званиям. Я разговаривал с цельным капитаном и его помощником прапорщиком. Выслугу лет им не назначили, однако трудовой стаж идет. Все они официально приняты на работу и получают зарплату, которая "не меньше зарплаты работника полиции".

Всего на территории Краснодарского края "работает" 1250 казаков, и добор пока не планируется. Попасть на подобную работу, как оказалось, не просто. Нужно иметь "казачий стаж" и быть чистым перед законом, абы кого не берут. А на мой вопрос, зачем нужна структура, дублирующая полицию, бравые казаки махнули чубами в сторону администрации края со словами: "Там надо вопросы задавать, они там лучше разумеют".

Сам Краснодар "обслуживает" около 300 человек. Как правило, взаимодействующих с патрулями полиции в местах массового скопления людей. Если честно, зачем казаки были приданы посту ДПС, я так и не понял.

— Как народ на вас реагирует?

— По-разному. Сначала совсем туго было, а потом уважать начали. Взяток не берем, никого не задираем. Просто так вопросов не задаем. Вот с сентября месяца работаем, и на улицах спокойнее стало.

— А как вы относитесь к тому, что вас поставили как "буфер" между гостями с Кавказа и местным населением?

— А как относимся? Все так и есть, Ставрополье, вон, уже потеряли. Надо же их как-то сдерживать.

— И что, получается? Как вы на них воздействуете?

— Получается (смеется). Есть у нас методы воздействия.

В подробности вдаваться казаки не стали, но судя по интонации, методы те еще, и несмотря на то, что, может быть, так действительно и нужно, я вновь задаюсь вопросом: а не перерастет ли это в конце концов в этническое противостояние?

Оригинал