Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Разработчики закона о волонтерах не заметили критики

Фото: Reuters

В Общественной палате обсудили проект федерального закона "О добровольчестве (волонтерстве)", который может быть внесен в Госдуму уже 20 февраля. Если закон будет принят, волонтеры должны будут проходить регистрацию, получать идентификационный номер и личную книжку. По мнению авторов закона, это поможет вести учет добровольцев и их деятельности.

На мероприятие зарегистрировалось почти 90 участников. Из чиновников были обещаны заместитель председателя Госдумы Сергей Железняк, член комиссии Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский и член комитета Совета Федерации по социальной политике, глава рабочей группы по разработке законопроекта Александр Борисов. И они пришли.

Сергей Железняк выступил коротко и позитивно. Сказал, что "ни одна из поправок, которая не преследует интересы волонтеров, не должна быть принята". На вопрос, зачем тогда вообще этот закон, его разработчики не ответили. Они были единственными, кто защищал законопроект, все остальные — собственно, волонтеры — единогласно выступили против.

Закон не нужен, считают волонтеры. "Наш опыт работы показывает, что существующая правовая база работает. Это подтверждено самой жизнью. Волонтерство прекрасно развивается и так", — объяснил свою позицию Владимир Хромов, директор "Союза волонтерских организаций и движений". Президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская говорила, что у волонтеров нет проблем, которые нужно решать: "Определять формы и виды волонтерства чудовищно. Это же совершенно свободная сфера гражданского общества, оно само решит, кому и как оказывать помощь. Вы мне вообще покажите список проблем волонтерства. Какие такие проблемы должен решить этот закон?"

Ирина Ясина вопросов не задавала, выступила с просьбой: "Я глубоко уверена, что после того, как людей начнут подсчитывать, они дадут задний ход, потому что так сложилась общественно-политическая ситуация в стране. Государство, оставь хоть что-нибудь без своего контроля, дайте чему-нибудь вырасти самостоятельно".

"Горбатого не переделаешь", — обрушился на законопроект руководитель благотворительного общества "Невский ангел" Владимир Лукьянов. "Текст закона избыточен, а его создатели взяли на себя неподъемную ношу".

"Авторы закона элементарно не знают русского языка. У них столько стилистических ляпов, что текст больше похож на анекдот. Простите меня, пожалуйста, что такое "определенные политические партии"? И что такое после этого "неопределенные политические партии"?" — провела стилистический разбор текста Светлана Бочарова, председатель движения "Добро — без границ".

Представителей волонтерских движений крайне удивило заявление Валерия Рязанского о том, что законопроект поддерживают регионы: "Мы уже начали получать ответы из регионов. Вот у меня две папки: в одной положительные отзывы без замечаний, в другой — положительные отзывы с замечаниями. Мы провели совещание, на котором представители всех регионов имели возможность задать нам вопросы и ответить на наши". Совещание, о котором рассказал Рязанский, проходило в начале февраля в режиме видеоконференции с региональными добровольческими организациями. "Это с какими же организациями вы общались?" — выкрикнул Митя Алешковский, но ответа не получил. Такие вопросы не по регламенту, и Алешковскому пригрозили, что удалят из зала.

Выступления друг друга участники встречали аплодисментами.

Региональная тема волновала не только Алешковского. Его коллеги, хорошо знакомые с региональными волонтерскими движениями, не смогли вспомнить ни одного, представители которого бы приняли полноправное участие в этом совещании. "У меня есть список, в котором порядка 20-ти регионов. Все они категорически против этого закона. Несколько наших фондов действительно участвовали в упомянутом телемосте. Некоторым предоставили возможность слушать, но никому не дали комментировать. Это было очень весело", — рассказал Владимир Хромов. Поучаствовать в разработке законопроекта волонтерским организациям тоже не удалось. По словам Елены Альшанской, когда их фонд захотел попасть в рабочую группу, выяснилось, что там нет ни одной независимой неправительственной общественной организации.

Законопроект обсуждали почти два часа, и за все это время со стороны волонтеров не прозвучало ни одного позитивного отзыва. Но инициаторы законопроекта этого не заметили. Александра Борисова удивил только эмоциональный накал выступлений. "Мне немножко непонятен такой агрессивный тон, но, может, это мое личное восприятие", — отметил он в заключительной части дискуссии.

"Здесь не было критики. Здесь, к сожалению, была позиция, что закон не нужен. Вот если я являюсь сторонником закона, я не могу учитывать критику людей, которые считают, что он не нужен", — сказал Александр Борисов в интервью PublicPost и добавил, что закона может и не быть: "Все возможно".

"Они не понимают, что обсуждение этого закона для нас — это все равно что выбрать, либо нам отрубят голову, либо нас повесят. Мы объясняем, что мы не хотим этого закона вообще, нам нужно, чтобы от нас отстали и оставили в покое", — прокомментировал PublicPost слова Борисова Митя Алешковский. "Я мечтаю о том, чтобы этого закона не было, но одновременно очень боюсь. Эти чиновники абсолютно неадекватны и необразованны в вопросе волонтерства. Все кому не лень уже вытерли ноги об этот закон, все объяснили, чем он опасен, но они все равно не слышат. А признавать свои ошибки, видимо, у законодателей не в почете".