Зафиксируют для истории
К процессам над «узниками Болотной» подключится институт общественных наблюдателей
Принципиальное отличие этого объединения от других правозащитных организаций в том, что здесь работают непрофессионалы. Наблюдатели не эксперты, а заинтересованные граждане РФ. При этом они должны оставаться беспристрастными, аполитичными, отказаться от насилия и дискриминации на момент исполнения ими функций наблюдателя
На судебные разбирательства по делу 6 мая в апреле и июне планируют ходить общественные наблюдатели, чтобы фиксировать ход заседания. Для желающих поддержать эту инициативу 9 марта состоялась встреча Объединенной Группы Общественного Наблюдения — сокращенно ОГОНа. На семинар пришло около 20 человек: среди них как новички в сфере правозащитного движения, так и опытные защитники прав человека — исполнительный директор МХГ Нина Таганкина, эксперт Новороссийского комитета по правам человека Вадим Карастелев, координатор Молодежного правозащитного движения и ОГОНа Виктория Громова, Дмитрий Макаров (МПД, ОГОН).
Принципиальное отличие этого объединения от других правозащитных организаций в том, что здесь работают непрофессионалы. Наблюдатели не эксперты, а заинтересованные граждане РФ. При этом они должны оставаться беспристрастными, аполитичными, отказаться от насилия и дискриминации на момент исполнения ими функций наблюдателя.
На встрече обсудили, какие международные стандарты в области прав человека должны быть соблюдены в российских судах. Речь шла об открытости и публичности судебных процессов, независимости и беспристрастности судей, соблюдении принципа презумпции невиновности и других основополагающих стандартах судопроизводства.
«Если обвиняемый на процессе сидит в клетке и на него надеты наручники — это репрезентация его как уже виновного, то есть несоблюдение принципа презумпции невиновности», — пояснили организаторы. Кроме этого, наблюдатели будут фиксировать, сколько ходатайств со стороны защиты и обвинения удовлетворены судом, уходит ли судья для принятия решения в совещательную комнату или выносит решение сразу.
О том, как и зачем появился ОГОН рассказал Дмитрий Макаров: «Среди людей есть запрос на такую форму контроля. Какая-то часть населения не симпатизирует ни власти, ни существующей оппозиции; и вообще они могут не иметь никаких политических убеждений, но вправе требовать и требуют принципиального соблюдения закона и прав. Результаты наблюдений, разработанные рекомендации мы передаем и организаторам митингов, и администрации. Но и само по себе присутствие наблюдателей на различных публичных мероприятиях способствует снижению уровня агрессии между конфликтующими сторонами. Причем у меня нет абсолютно никаких иллюзий по поводу того, что кому-то, будь то оппозиционеры или правительство, — понравятся наши рекомендации».
Кроме судов, огоновцы занимаются наблюдением на митингах и за полицией. Так, группой были организованы Дни проверки документов (ДПД) у полицейских в сентябре-октябре 2012. Активисты подходили к патрулирующим район полицейским и интересовались, есть ли у них нагрудные знаки, положенные по п.5 ст. 25 закона «О полиции». «Теперь их носят почти повсеместно», — утверждают члены группы.
26 января 2013 прошёл День проверки отделений полиции. Его провели Молодежное правозащитное движение, центр «Transparency International — Russia» и ОГОН. Суть этой идеи в том, чтобы любой гражданин РФ мог прийти в любое ОВД и проверить его открытость или доступность, простоту нахождения отделения, внутреннее информационное обеспечение. Например, в каждом ОВД должен быть вывешен материал о правах задержанных. По итогам своеобразной проверки ОГОНом были выработаны рекомендации по решению ряда проблем — отсутствию указателей, подходящим условиям для посетителей.