Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

СПЧ не забудет дело Магнитского

Фото: Денис Вышинский/Коммерсант

Следственный комитет прекратил уголовное дело о смерти Сергея Магнитского, который погиб в СИЗО "Мастросская тишина" в ноябре 2009 года. PublicPost узнал у членов Совета по правам человека при президенте РФ, что значит такое решение СК и почему следствие проигнорировало многочисленные заявления правозащитников.

СК заявил, что уголовное преследование Магнитского проходило в законном порядке, на него не оказывали никакого давления, не применяли физическое насилие и условия содержания ничем не отличались от остальных. "В ходе расследования уголовного дела объективных данных о совершении в отношении Сергея Магнитского преступлений не установлено", — сообщил Следственный комитет.

Адвокат матери Магнитского Сергей Горохов заявил в интервью "Интерфаксу", что они собираются обжаловать решение Следственного комитета. По его словам, родственники узнали о прекращении уголовного дела от журналистов, от следствия они никаких уведомлений не получали. В конце февраля в интервью бразильскому телеканалу Globo Дмитрий Медведев назвал принятие в США "акта Магнитского" антироссийским шагом, а соответствующую проблему он считает "надуманной" и "высосанной из пальца" темой.

Тамара Морщакова, советник председателя Конституционного суда Российской Федерации:

"Я только что с самолета и не знаю ни подробностей, ни обоснования, но как можно говорить о том, что событие преступления отсутствовало? Они что, установили, что администрация мест лишения свободы ни в чем не виновата, как и врачи? Совет, конечно, будет собираться по этому поводу. Экспертиза, которую провел совет, доказывает, что ничего в деле Магнитского не проходило в рамках закона: ни его содержание под стражей, ни продление его содержания под стражей, ни меры, которые применялись к нему и которые должны были обеспечивать терпимое состояние здоровья. Все это проводилось не как надо. Следственный комитет, конечно, все может, нравственность на органы не распространяется, а функция Следственного комитета понятна: работать по заказу, обеляя представителей государства во всех ситуациях".

Кирилл Кабанов, член президентского Совета по правам человека:

"Как только история переходит в адрес политического поля, она перестает быть объективной. Вспомним заявления Маркина и Бастрыкина, которые говорили, что уже найдены виновные и круг будет расширен. Но как только появилось политическое решение со стороны Америки ("список Магнитского" — прим. ред.), дело было прекращено. В деле Магнитского существуют три составляющие. Это деятельность господина Браудера, работа Сергея Магнитского на господина Браудера и смерть Сергея Магнитского, необоснованное, по нашему мнению, заключение его под стражу и неоказание ему помощи.

Закрытие уголовного дела принесет вред не столько политический, сколько внутренний. Сейчас среднего уровня силовики могут почувствовать себя героями и творить все, что им нужно, из соображений личной корысти. Я был сторонником объективного расследования всех составляющих дела Магнитского. Начиная от деятельности Браудера, выявить, с кем он работал, кода долбил ЮКОС, участвуя в его разорении, какие хвалебные письма писал в 2006 году, что у нас все в России хорошо. Дело Сергея Магнитского нужно было довести до конца. На любой политический демарш есть ответный политический демарш.

Браудер разыграл очень тонкую карту, он получил то, что хотел. Это межгосударственное политическое решение. Если бы мы изначально рассмотрели все три части дела Магнитского, то нам была бы понятна мотивация. У нас было долгосрочное взаимодействие со следователем, а его заменили по просьбе адвокатов Магнитского. И у меня складывается впечатление, что решение этого вопроса не было нужно ни одной, ни другой стороне".

Николай Сванидзе, член президентского Совета по правам человека:

"Это решение позорное. У меня сложилось впечатление, что именно это решение было намечено заранее. Уже ясно, что во всем виноват исключительно Браудер, который, как известно, находится вне досягаемости для нашей прокуратуры. Именно он главный враг народа, и он убил Магнитского. Ведь Магнитский умер — это факт. Более того, он умер вследствие многочисленных болезней, но где он их приобрел, не сказано, была ли ему оказана помощь в тюрьме, не сказано. А человека ведь даже не обязательно пытать или бить. Тюрьма — это тоже государственный институт, и если государство не оказало помощь больному человеку, значит, какие-то государственные чиновники должны за это понести наказание. Никакие дела, связанные с хищением средств по делу Магнитского, не расследуются, на все это дело накинут большой колпак. Был такой фильм Дамиано Дамиани "Следствие закончено, забудьте". Только Браудер, все остальные белые и пушистые. Это решение — явление в первую очередь внутриполитическое, это следствие абсолютно коррумпированной системы, которая сложилась у нас в стране".

Юридический консультант инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский погиб в СИЗО "Матросская тишина" 16 ноября 2009 года. Он обвинил чиновников Министерства внутренних дел в мошенничестве: по его данным, в декабре 2007 года из бюджета России украли 5,4 млрд рублей. Магнитский также назвал имена людей, которые виновны в краже.

Со дня гибели юриста прошло 2 года. Обстоятельства и причастные к его смерти известны, однако никто из них не понес наказание. Досье PublicPost: история вопроса, развитие событий. >>>