"Депутаты используют свой статус для личных разборок"
Фото: РИА Новости В органах власти разошлись по вопросу, нужно ли членам Общественной палаты декларировать свои доходы или нет. Еще 18 марта группа депутатов во главе с Сергеем Железняком предложила обязать членов ОП представлять справки о своих доходах и, возможно, также запретить им иметь зарубежные счета (аналогичный закон недавно был принят по отношению к депутатам Госдумы). В интервью "Известиям" Сергей Железняк сказал, что смысл законопроекта в том, чтобы "укрепить репутацию" членов ОП.
Между тем уже 26 марта агентству "Интерфакс" от анонимного источника в Кремле стало известно, что администрация президента против инициативы думцев. Источник уточнил, что члены ОП не имеют никакого отношения к госслужащим, поэтому декларации сдавать не должны. Что от них требуется, так это высокий моральный облик.
PublicPost поговорил с членами Общественной палаты о сути инициативы, узнал, с чем, по их мнению, связано отсутствие консенсуса во властных структурах по этому поводу, и обнаружил в этой истории след конфликта главного редактора "МК" Павла Гусева с депутатами "Единой России".
Сергей Марков, политолог:
"Как член ОП, я считаю, что член ОП не имеет права определять этот фактор — за нас другие люди должны определять: депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, администрация президента. Я готов, если понадобится, декларировать. Могу сказать, какие в этой связи возникают проблемы. Во-первых, есть некоторые очень богатые люди в ОП. Чтобы выяснить, кто богатый, это полезно.
— Зачем?
Я считаю, что богатые люди и крупные бизнесмены должны бизнесом заниматься, а не общественной деятельностью. Вот я вижу, крупные бизнесмены почему хотят, как правило, получить крупные общественные статусы? Они это рассматривают как крышевание, сами себя крышуют. От этого нужно уйти.
Во-вторых, членам ОП будет довольно трудно отчитываться. Потому что они зарплату не получают, а они получают какие-то доходы. Большая часть — это общественные активисты, а в чем суть общественного активиста? Как бродячий пес, бегать от фонда к фонду — получать гранты. И отчитываться об этих грантах — довольно сложное дело. Легко отчитываться бизнесмену — у него там доход-приход. А общественным активистам отчитываться по грантам — замучаешься пыль глотать. Вот в этом проблема. И это очевидный минус.
Но сама по себе идея о том, что чем больше народу будет отчитываться публично, тем лучше, она сама по себе тоже хорошая. Но я, честно говоря, думаю, что не депутаты у нас должны сейчас отчитываться, не министры, а прежде всего начальники департаментов "Газпрома", "Роснефти" и других корпораций. Вот там главные деньги лежат. Я не понимаю, почему шум-гам по поводу людей публичных, но деньги не делящих, и совершенно в тени оказываются люди, которые участвуют в разделе миллионов и миллиардов. Там у них лишь у одного начальника департамента коррупции больше, чем у всех членов ОП, вместе взятых".
Николай Сванидзе, тележурналист, член СПЧ при президенте РФ:
"Я член ОП, поэтому может возникнуть ощущение, что я отбиваюсь, но мне лично абсолютно все равно. Я бизнесом не занимаюсь. Но в принципе это нелепое предложение господина Железняка связано с желанием отомстить господину Гусеву. Вообще, в последнее время депутаты используют свой статус законодателей для личных разборок. Когда Владимир Познер сказал что-то, что им не понравилось, они сразу пригрозили законопроектом насчет телеведущих с иностранными паспортами, потом ситуация рассосалась и законопроект этот приказал долго жить. Теперь с Гусевым поссорились и грозят сразу двумя законопроектами — насчет ОП, чтоб декларировать доходы, и насчет того, чтобы налоговые льготы газетным СМИ распространялись только на те издания, которые имеют социальную направленность. А поди ты разбери, что такое социальная направленность. Ее кто-нибудь видел в глаза, эту направленность? Значит, на кого начальство покажет, у того и направленность. Это все личные разборки с Павлом Николаевичем Гусевым. Это смешно.
О конфликте с депутатами "Единой России" читайте интервью PublicPost с Павлом Гусевым.
Члены ОП несопоставимы с депутатами Госдумы. Денег они не получают за свою работу, социального пакета у них нет, квартир у них нет, кроме того, они не издают законов, следовательно, никак не могут быть коррупционно замешаны. Поэтому вносить их наряду с депутатами и чиновниками в число тех, кто декларирует доходы, это значит просто лично мстить кому-то из членов ОП. Хотя это месть дурацкая, никого ты этим не запугаешь. Но тем не менее кому-то, может, настроение испортят, как они считают.
— А почему, по-вашему, в администрации президента дали отбой?
Там люди адекватнее, чем некоторые депутаты. Зачем же им обижать ОП, подозревая всех людей, которые там бескорыстно работают, в нечестности? Кончилось бы это тем, что ОП в кадровом отношении стала бы на ступеньку хуже. Потому что какие-то серьезные люди сочли бы для себя просто унизительным за то, что они занимаются общественной работой в свободное время, еще нести какие-то потери, что-то заполнять, что-то кому-то доказывать. "Да идите вы нафиг", — махнули бы рукой и ушли. Я думаю, что в администрации президента это понимают".
Павел Гусев, главный редактор "Московского комсомольца":
"Члены ОП не получают никакой зарплаты, у них нет никаких льгот, они просто выполняют свою общественную работу. Более того, члены ОП не имеют никаких властных полномочий и законодательной инициативы. По сути дела, все аспекты, связанные с коррупционной деятельностью, отсутствуют. И сегодня говорить о том, что член ОП, который решил в свое свободное время помочь обществу, должен отвечать таким же законодательным правилам, как и депутат Госдумы, это глупо. Нельзя общественника приравнивать к чиновнику и к законодателю.
— Николай Сванидзе сказал, что депутат Железняк таким образом вам мстит.
Во-первых, только недалекие люди могут такие действия применять. Мстить не за что. И потом, я должен сказать, что если мстить, то только не мне, потому что я каждый год декларирую свои доходы в налоговой, и это можно проверить".