Дата
Автор
Станислав Решетнев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Калининградский стрит-арт с русско-японским уклоном



Калининградская художница Mavi рисует расписных матрешек-трансформеров, расчлененных детей и обезглавленных богородиц с младенцами. Она считает, что своим жутковатым на первый взгляд социальным стрит-артом поднимает злободневные темы — от вопроса религии до проблемы педофилии. Mavi не любит придерживаться одного стиля в рисунках — ее техника сочетает в себе использование красочных русских народных орнаментов и сдержанного японского минимализма. Сама художница признается, что очень вдохновляется мультфильмами (недаром ее персонажи очень похожи на героев японских аниме), а стрит-арт любит за то, что он "позволяет почувствовать себя Алисой в Стране чудес".

"Я начала заниматься стрит-артом лет 5-6 назад. Это был второй курс университета, я встретила молодого человека, который впоследствии стал моим парнем. Он занимался стрит-артом и граффити еще до встречи со мной, а потом приобщил и меня. Рисовала я и раньше — закончила художественную школу. У меня уже были работы в стиле стрит-арт, а он мне помог развиться в этом направлении — мы делали не только граффити, но и постеры и стикеры.

Меня всегда привлекала матрешка — это очень интересное изобретение человека. Мне кажется, она символизирует многослойность человеческой души — одну шкурку снимаешь, затем вторую и только потом добираешься до самой сердцевинки, до самой сущности. И чисто визуально она такая разносторонняя — можно ее по-всякому обыграть. А расписные узоры и орнаменты идут к ней как дополнение.

Лет с шести я увлекаюсь японской культурой, каллиграфией. Русское искусство — оно такое богатое, пышное, помпезное, а Япония — она настолько проста, что одной точкой можно сказать все. Эта простота настолько захватывает... К этому минимализму иногда хочется стремиться.

Я считаю, что совмещать разные техники гораздо интереснее, чем плавать в одном озере — интереснее выйти в океан и изучить всю его богатую флору и фауну.

В основном я рисую социальный стрит-арт. Чисто визуальные работы у меня бывают очень редко. Хочется передать либо атмосферу, либо какое-то послание человеку.

Тему религии часто затрагиваю. Но мои работы не направлены против религии, а наоборот... Дело в том, что я считаю, что святые должны изображаться без ликов. В Библии же говорится "не создай себе кумира", а люди начали вешать эти иконы и молиться на них, на эти лики. Мы же не знаем, как они выглядели и существовали ли вообще. Я сама была когда-то очень верующая. И поэтому это для меня больная тема... Это немного экстравагантно выглядит — отрубленные головы у икон. Но я не хочу никого обидеть. Хочется, чтобы в вере было больше духовности, сострадания, а не олицетворения. В Древней Руси этого не было — люди просто молились богам, обращались ко всему живому, просили силы, любви, защиты, здоровья. Нужно стремиться к этому. Не создавать вокруг себя идолов, которым надо молиться, у которых надо что-то просить. Было бы лучше, если бы люди уделяли больше внимания духовной стороне религии, а не визуальной.

Также меня очень сильно волнует тема педофилии. Это так неприятно. Хочется людям показать, насколько это отвратительно... Работы на эту тему еще не были нарисованы на улице — они находятся на стадии эскизов. Это будут маленькие картиночки с фрагментами тел детей — отдельно ножки, ручки, лицо ребенка.

В Калининграде стрит-арт очень популярен. У нас была даже школа граффити и стрит-арта, где всех желающих обучали этому виду творчества. Постоянно приходят новые художники, но они как-то к этому всему несерьезно относятся — помалевал, помалевал и ушел. И вместо того, чтобы делать что-то интересное, делают совсем банальные вещи. Надо, чтобы художников было много — разные стили, разные направления, разные формы... Хочется собрать свежие идеи и сделать город ярче.

Искусство стрит-арта делает город веселее и интереснее. Два мира сливаются воедино — реальный мир, в котором мы живем, и мир фантазий. Они здорово друг друга дополняют. И создается такое ощущение, что ты — Алиса в Стране чудес.

Всем людям не угодишь, конечно же, есть и такие, которым не нравится наше творчество. Они ругаются и грозятся вызвать полицию. Иногда мы специально договариваемся с жителями перед тем, как рисовать в том или ином месте. Если удается договориться с жильцами на роспись стенки или хотя бы забора или гаража, то рисуем там. А так, чаще всего мы работаем на заброшенных объектах, недостороях.

Как-то мы рисовали на одном недострое в городе Пионерский — забрались на самый верх, на крышу. Люди из дома напротив заметили нас и подумали, что это самоубийцы. Мы рисовали, рисовали, потом приезжает полиция, просит нас спуститься, фотографируют всех, заносят в базу данных... И такое бывало. Теперь мы уже часто заранее видим, что они приближаются, и пытаемся вовремя убежать".

Mavi примет участие в выставке "Голос улиц" в Калининграде.