Дата
Автор
Виктор Прасолов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Образование — ломтик позитива

В блоге Сергея Морозова я прочитал о том, как все плохо у нас в образовании и науке. Я согласен с тем, что многое в этой области у нас действительно плохо, особенно принятые в последнее время стандарты образования и закон об образовании. Но, как писал Вяземский, от дурных мер, принимаемых правительством, есть спасение: дурное исполнение. И отчасти благодаря такому спасению не все так плохо, как пишет Сергей Морозов. На некоторые его утверждения (они в кавычках) я хочу возразить.

"Нет учебников". Я знаком только с учебниками по математике, но знаком достаточно хорошо, потому что сейчас сам пишу учебник геометрии, и знаком с ситуацией изнутри. Все хорошие учебники, написанные еще в 70-е и 80-е годы, по-прежнему используются и включены в федеральный перечень учебников. Новые учебники пишутся, и издательства очень поддерживают это. Надо сказать, правда, что так называемые "Стандарты второго поколения" этому процессу очень мешают. Одно из основных требований этих стандартов — воспитание патриотизма. Не всегда авторы учебников помнят про спасительное дурное исполнение, и тогда патриотизм выходит на первый план, а обучение самому предмету уходит на задний план. Но это полностью зависит от авторов. Еще один положительный момент, связанный с учебниками, — работа экспертных советов РАН и РАО. В федеральный перечень попадают (по закону) только учебники, получившие положительные отзывы этих двух экспертиз, и учебники с ошибками эффективно отсекаются.

"Странно, что академики Фортов и Алферов осознали это только вчера". (Здесь имеется в виду их выход из Общественного совета при Минобрнауки.) Мне не хочется комментировать этот поступок академиков, который они совершили после недобрых слов Ливанова в адрес академии и перед выборами президента академии (Алферов будет баллотироваться на этот пост). Я не знаю, что тут оказалось более важным. Но я считаю создание и систему выборов Общественного совета положительным явлением. Многие члены совета доступны для обсуждения вопросов науки и образования, и у них есть возможность донести проблемы своих избирателей непосредственно до министра. Деятельность совета делает Минобрнауки более открытым, и я не вижу в этом ничего плохого.

"То, что происходит сейчас с диссертациями, ... упразднение наук". С этим я тоже не согласен. Сейчас наряду с настоящими учеными, занимающимися научной работой и на основе своих исследований защищающих диссертации, появились люди, которые наукой никогда не занимались, но при этом успешно защищают диссертации. Способы у них для этого разные: простой плагиат, изготовление поддельных оттисков статей, в действительности не публиковавшихся. Не вижу ничего плохого в пресечении этой противозаконной деятельности.