Дата
Автор
Айдемир Даганов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Дагестан и Ингушетия могут обойтись без прямых выборов

Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсант

В Дагестане и Ингушетии, возможно, президентов республик напрямую выбирать не будут. Это косвенно подтверждают и нынешние главы этих регионов. Например, руководитель Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на пресс-конференции в Магасе сказал, что республика не боится прямых выборов, но видится и второй вариант — назначение через парламент. В подобном же ключе на встрече с блогерами высказался и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он сказал, что готов идти на прямые выборы, но "обоснованным для специфики республики будут выборы главы парламентом".

Совет Федерации 27 марта утвердил изменения в закон "О выборах", позволяющие отказываться от прямых выборов глав регионов. То есть если регион отказывается от прямых выборов, то партии, входящие в региональный и федеральный парламенты, от себя представят президенту России по три кандидата в губернаторы. В свою очередь президент из них выберет троих кандидатов, из которых губернатора уже выберет региональный парламент.

Владимир Путин 2 апреля подписал эти изменения, и теперь ими воспользуются в Ингушетии и Дагестане, уверены эксперты, которых опрашивал PublicPost.

Калой Ахильгов, ингушский общественный деятель:

"Я более чем уверен, что в Ингушетии прямых выборов не будет. Для Москвы прямые выборы в Ингушетии опасны тем, что могут не избрать того, на кого поставит Кремль. Тем более при прямых выборах возможны вбросы бюллетеней, карусели и другие схемы, которые избирателям, сторонникам определенных кандидатов, могут не понравиться, что вызовет столкновения и волнения среди людей. Чтобы избежать скандала или ухудшения обстановки в республике, парламент Ингушетии, как я думаю, откажется от прямых выборов.

Но Евкуров, на мой взгляд, готов идти и на прямые выборы тоже. У него вообще нет конкурентов в республике. Есть люди, которые и ранее выказывали желание занять пост президента, но реальными противниками они никогда не были. И не будем забывать, что в парламент региона окончательные кандидатуры будет представлять президент России. Неугодные ему лица там вряд ли окажутся.

Если говорить об отношении ингушей к Евкурову, то надо исходить из того, что дольше одного срока ни один из президентов Ингушетии не имел хорошего рейтинга среди людей. Чего люди ждали от Евкурова? Что похищения, убийства, беспредел силовиков прекратится. Все это и сейчас продолжается, но в гораздо меньших масштабах, чем до прихода Евкурова. К нему сейчас предъявляются претензии, что безработица высокая, что социально-экономическое положение в плачевном состоянии. И, конечно, рейтинг Евкурова сейчас оставляет желать лучшего. Но, подчеркну, решение о том, кто будет президентом Ингушетии, на мой взгляд, вынесут не в республике, а в Москве".

Магомед Магомедов, замредактора дагестанской независимой газеты "Черновик":

"Абдулатипов двояко выразился насчет выборов главы республики. На днях на встрече с участниками молодежного форума он сказал, что не против проведения прямых выборов, но также добавил, что, возможно, парламент республики откажется от прямых выборов, мотивируя сложной обстановкой в регионе. Если вторая форма выборов будет принята, то дагестанские депутаты примут соответствующий закон в течение месяца, а в конце мая уже мы будем знать имя нового главы республики. Вероятнее всего, Абдулатипов, который сейчас временно исполняющий обязанности президента, им и будет.

Вообще, у Абдулатипова высокий рейтинг доверия среди населения. Он его заслужил тем, что провел масштабные обнадеживающие рокировки. Например, некоторые главы районов были сняты с должностей, также с должностей были смещены чиновники, которые десятилетиями сидели в одном кресле. Да, многие из них остались в чиновничьем круге, но они были назначены на менее значимые должности, чем занимаемые ими прежде. Наверное, он бы и рад убрать вообще многих чиновников из правительства, но пока ему сложно, т. к. могут начаться клановые волнения. То есть дагестанские кланы в федеральном центре имеют своих покровителей, и, конечно, эти связи могут быть использованы против Абдулатипова. Он понимает это и пока решительные шаги не предпринимает. Если он займет пост президента Дагестана, то тогда, думаю, он не будет оглядываться на дагестанские кланы.

Когда Абдулатипов был назначен врио президента, то он сказал, что республика должна отказаться от клановой политики. Это его высказывание сейчас многие используют против него, т. к. на ряд должностей он назначил своих родственников — племянников, зятьев и др. Но тут, как я думаю, Абдулатипов преследует не интересы своей родни. Он просто создает команду из людей, которым доверяет и на которых можно положиться. У него нет кадрового резерва, из которого он может выбрать единомышленников. Вспомним печальный опыт экс-главы Дагестана Муху Алиева. Он собрал команду, которая впоследствии саботировала его работу.

Явных конкурентов на пост президента Дагестана у Абдулатипова нет. Да, у многих дагестанских чиновников, конечно, есть желание сесть в президентское кресло. Но им бы сейчас свои позиции сохранить. Например, руководитель Управления Пенсионного фонда по Дагестану Сагид Муртазалиев находится на грани увольнения, мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов заявил, что не выставит свою кандидатуру на выборах президента. Основным конкурентом Абдулатипова называется мэр Махачкалы Саид Амиров. Но пойдет ли он на выборы, неясно. Конечно, нельзя не учитывать и интересы дагестанских олигархов. Тот же Сулейман Керимов, возможно, будет толкать своего человека. Но, повторю, ни у одного из них нет такого кредита доверия, как у Абдулатипова".