"Если что-то негативное про Кадырова нарисовать — боюсь представить, что будет"
NoVu — первый и пока что единственный уличный художник в Чечне. Во время обучения в Лондоне он вдохновился творчеством Бэнкси, освоил технику трафаретных граффити в Грозном и начал делать шуточные рисунки на социальные и исторические темы у себя на родине. Его самый известный рисунок — Патрик-стар (персонаж популярного мультика "Губка Боб" — прим. ред.) в бурке и шапке — стал хитом интернета. По словам NoVu, в Грозном движение граффити только зарождается, но у художника уже появились последователи и первые заказчики.
"Я студент. Учусь в Лондоне на архитектора. Оттуда и привез граффити в Чечню. Вы знаете Бэнкси? Вот он мне очень нравился. Его работы там тщательно охраняются... Даже книгу выпустили с его рисунками и фильм про него есть...
Раньше в Грозном ничего такого не было. У нас маленький город. Никто этим даже не интересовался. Были обычные надписи какие-то... Можно сказать, что я здесь первый начал заниматься стрит-артом. Говорят, что до войны здесь были какие-то рисунки, но все это было уничтожено.
В Лондоне я не рисовал. Как-то и времени не было, да и строго с этим всем там. Не хотелось под удар ставить свое положение. Здесь, в Грозном, ко мне пока что никто не придирался. Я стараюсь не выбирать общественные места — я рисую на старых грязных стенах, чтобы, если что, сказать: "Здесь и так все было испачкано". Главное — чтобы вандализма не было. Рисую где-то в 11-12 вечера, в таких районах, где и днем-то народу мало бывает. Я не скрываюсь специально, но все равно, меня мало кто знает в лицо. Зато интересно наблюдать за реакцией людей — в толпе стоишь и слушаешь, как другие обсуждают твою работу.
Обычно я рисую то, что мне нравится. Недавно вот друзья посоветовали: "Выбери себе одну тему и рисуй — так круче будет". И я вроде подумал, что надо делать что-то общественное, социальное. Еще мне очень интересна историческая тема. Я историей увлекаюсь, и у меня друг очень хороший историк — хочется использовать исторических персонажей, показать их в современном образе.
У меня есть граффити с абреком Зелимханом. Он национальный герой у нас, каждый чеченец его знает. Он своего рода Робин Гуд, только Робин Гуд выдуман, а Зелимхан на самом деле жил. Он боролся с чиновниками, грабил банки и отдавал эти деньги бедным... А однажды к нему в заложники попал Шаляпин. Зелимхан попросил его спеть, и когда Шаляпин спел, абрек растрогался и отпустил его на свободу.
Мне нравится все веселое. В каждом городе же есть свои приколы. Вот мой Патрик всем очень понравился. Разошелся по интернету моментально. Это был всего лишь мой второй рисунок, захотелось повеселить людей. Младший брат в тот момент смотрел "Губку Боба", и Патрик был очень злой в той серии. Я сразу представил его в бурке и шапке... В итоге он стал моим самым знаменитым рисунком. Но со временем к нему все привыкли и проходили мимо. Тогда я решил нарисовать продолжение истории — будто все это время он ждал свою девушку у ручья, как полагается джигиту, и она пришла. Младший брат, наблюдая, как я делаю ее набросок, придумал имя — Патриция. И вот все снова ходят специально этой дорогой, чтобы посмотреть на них, Патрика и Патрицию.
Насчет моей работы со свастикой все панику подняли, кричали: "Уберите, уберите!" По-чеченски "Цьиг хьал" значит не "Зик хайль!", как вы подумали, а "Вон туда!". Созвучно же, правда? Он как бы рукой показывает и говорит: "Вон туда!" Это наш старый прикол. На граффити, кстати, эту свастику выбили — не просто закрасили, а со штукатуркой содрали.
Острые темы — религиозные или политические — мне никто не даст делать. Это слишком опасно. У нас республика маленькая и несложно будет меня найти. Не принято у нас на такие темы высказываться. Могут проблемы быть. Могут уже на следующий день найти... На самом деле трудно предугадать, что может не понравиться, так что я стараюсь следовать каким-то общим интересам с властью. Например — США. Кто Америку не любит — все Америку не любят! Если на такую тему я сделаю граффити, никто ничего не скажет. Я вот планирую в следующий раз нарисовать толстую статую Свободы и вместо факела — с гамбургером в руках. Граффити с Кадыровым можно сделать, но только если это будет обычный рисунок. Без всяких унижений. Наоборот, скажут: "Круто сделал, молодец". А если что-то негативное нарисовать — то я даже боюсь представить, что будет.
Под своими рисунками я ставлю подпись — лапу волка рисую. Это знаете зачем? Если кто-то нарисует что-то плохое, я могу сказать: "Это не я рисовал, я же обычно подписываюсь". Сначала была идея сделать отпечаток своей руки, чтобы если кто-то попросит, я мог подойти, приложить руку и сказать — это моя рука. Но в итоге сделал лапу нашего национального животного. Волк — это как у вас медведь.
В Лондоне очень много русских! Парфенова дочка с нами училась. Я даже не знал, что это она, пока мне не сказали. Много там детишек богатеньких, по стипендии приехали учиться. Наше общежитие все по-русски говорит — и белорусы, и казахи, и украинцы. Мы все друг друга знаем.
В Лондоне мне очень нравится. Сами представьте, молодой парень — чем ему может не понравиться в Лондоне, Манчестере или Ньюкасле? Некоторые, если бы у них был выбор, остались бы 100%. Но в будущем я буду жить в Грозном, по-любому. У меня контракт — закончу учиться и буду работать дома. По контракту мы все должны вернуться. Остаться можно, лишь попросив политическое убежище — пойти и сдаться, но никто об этом и не думает. В Чечню вернешься — тут и работа будет, все будет. В Грозном куда ни посмотри, все для молодежи делается — на любую работу стараются молодых ставить.
Если чуть-чуть подождать, то граффити здесь всем понравится. Мне ребята уже предлагали целую команду создать... А некоторые даже вызов бросают — рядом с моими рисунками рисуют свои. Чуть ли не поверх моих! Я жду вот, пока потеплеет, чтобы нанести им ответный удар.
Ко мне начали даже заказы поступать — один знакомый попросил разрисовать стены его нового кафе, дизайн сделать. Я подумал, почему бы и нет — на чистых стенах мне, наоборот, интересно будет порисовать. С телевидения звонили, чтобы я их эмблему на стене изобразил, но что-то дальше слов дело не пошло. Может, передумали, не знаю".
NoVu — одни из участников выставки "Голос улиц" в Калининграде.