Дагестан — территория иных правил
Удивительное место Дагестан. Здесь все народное богатство разворовывается кучкой непотопляемых политиков и чиновников, которые, при необходимости, как хамелеоны, меняют партийную окраску, согласно требуемому колору, и чудесным образом переходят из правительства в правительство. Здесь бывшие бандиты являются уважаемыми политиками и респектабельными бизнесменами, роскоши жизни и эпатажу которых позавидовали бы даже арабские шейхи. Здесь доминируют поведенческие и прочие стереотипы, которые во всем мире считаются дикими и не поддающимися человеческому пониманию. А в остальном нищая республика, причем настолько нищая, что буквально в километре от коррупционной столицы России, города бандитской славы Махачкала, такая беспробудная нищета, что нищие африканские страны покажутся вам цветочками. Где большинство населения живет в основном на пенсии и пособия по инвалидности.
Но я о другом. Меня возмущает до глубины души вот что: некоторые политики этой нищей республики, руководствуясь необъяснимой дурью, всячески чинят препятствия бизнесмену Сулейману Керимову. Человеку, который протягивает руку помощи Дагестану в такую трудную минуту. Человеку, который, кроме всего прочего, старается придать этим задворкам цивилизации, более или менее удобоваримый вид. Он, врио, видите ли, не допустит, чтобы народное добро присваивали себе какие-то там олигархи. О каком "добре" идет речь? — хочется спросить. Заброшенные и к черту никому не нужные, морально и физически устарелые развалины, которые не только не приносят доход в казну, а наоборот, как голодные звери, готовые поглотить в любой момент деньги в несуществующих у Дагестана количествах. Все это не может являться "добром", в общепринятом смысле этого слова. Хочется залезть на самую большую гору и крикнуть: друзья, вы в своем уме?
Керимов известный филантроп, много добрых дел сделал для Дагестана. Так сказать, безвозмездно. Но он не только добрых дел мастер, но и бизнесмен. Может быть, чисто гипотетически, на каких-то проектах надеется что-то и заработать. Хотя, не уверен, что в случае с Дагестаном он думает о прибыли. В любом случае, человек хочет дать гораздо больше, чем чисто гипотетически может получить. А это дорогого стоит — надо быть благодарными. Если он даже и заработает что-то, и что в этом плохого? Если тебе дают то, что тебе жизненно необходимо сейчас, что тебе не хватает сегодня, то не нужно дурака валять, надо брать. И не нужно неблагодарно и с вызывающе умным видом заглядывать в зубы дареному. Керимов вложил в один только в футбольный клуб "Анжи" фантастические для Дагестана деньги. И все это только с одной целью: прославить Дагестан и чтобы молодым дагестанцам было хоть что-то, чем они могли бы, кроме, конечно, гордости за происхождение, гордиться. И мы уже видим результаты. Именно благодаря футбольному клубу "Анжи" о доселе никому не известной республике трубит весь мир. Если бы он хотел заработать, то вложил бы во что-нибудь более выгодное. Он это умеет делать, все мы хорошо знаем.
Первым открыто чинить всяческие препятствия Керимову начал Муху Алиев. Не то от глупости, не то от чего еще. Следующий президент был более "толерантен" к олигарху, а может, просто умнее. Они нашли общий язык. Потекли деньги и заиграли инвестпроекты: футбольный клуб, завод, стадион, в перспективе морской и аэропорты. Потом, по каким-то простым смертным неведомым причинам, его убрали, назначили другого. Новый президент (врио) резво начал свою деятельность, но касательно олигарха — продолжает устойчиво придерживаться деструктивной поведенческой линии Муху. Делает все, чтобы он "ушел" из Дагестана. Спрашивается — а как же вложенные уже немалые деньги? И еще хочется спросить: а вы у народа спросили, прежде чем его выдавливать? Врио наш, не мудрствуя лукаво, принял позу Робин Гуда. Народ, говорит, никому не дам в обиду, особенно олигархам. Как будто олигархи спят и видят, как бы дагестанский народ обидеть. Разве можно обидеть народ желанием помочь? Народ обижают воры в правительстве и такие же чиновники на местах. Мне кажется, что народ просто счастлив, что родил такого талантливого и благородного парня, и с благодарностью принимают его добрые деяния.
Вот что мне интересно, находиться в состоянии "половой тряпки" — когда кому ни лень вытирает ноги, когда каждая собака попрекает куском хлеба — это нормально, в этом они ничего оскорбительного не видят. А когда приходит человек с деньгами, чтобы помочь хоть как-то ослабить этот вал издевок и попреканий — они начинают играть в непостижимые и нездоровые политические игры. Говорят, Дагестан — территория иных правил и норм. Но из этого ведь не вытекает, что мы сами себе враги.
Получается, что из всех президентов противниками Керимова, особенно его присутствия в Дагестане, выступают аварцы. Трудно сказать, что ими двигает. Но очевиднее всего национальность. Невооруженным глазом заметны их нежелание "пустить" в Дагестан любого, кто может поставить под сомнение их руководящую и главенствующую роль там. Складывается впечатление, что эти ребята убежденно считают, что они приватизировали Дагестан, так сказать, пометили ее как собственную территорию. Теперь считают себя полноправными хозяевами этих мест, никого более или менее значимого близко не подпускают, на всех огрызаются. Особенно, если он не аварец. Даже если он с благими намерениями и, что называется — с богатыми подарками. Мне трудно в это поверить, любому здравомыслящему человеку трудно в это поверить, но факты и элементарный анализ говорят именно об этом. Но я все-таки надеюсь, что это не так, что я заблуждаюсь. Я все-таки надеюсь, что распространенный дагестанский лозунг "межнациональное согласие есть залог существования Дагестана" не пустой звук. Я все-таки надеюсь, что принятое всеми народами негласное табу на критику друг друга, не является хитропридуманной лазейкой для прикрытия существующей тенденции, когда все ключевые должности в органах власти в первую очередь предоставляется представителям аварской национальности. Я все-таки надеюсь, что этот лозунг не является прикрытием для следующего тезиса: "президентом Дагестана может быть представитель любой народности, при условии, что он аварец". Но если я все-таки не заблуждаюсь, если я зря надеюсь на благоразумие, то вот что я могу сказать президентам и остальным, кто предъявляет свои исключительные права на Дагестан: ребята, там много национальностей, и Дагестан их общая территория. Любой представитель каждой из этих народов имеет полное право вкладывать любые деньги в свою страну, если, конечно, он сам этого желает. И представитель любой народности, с полными на то основаниями, может быть президентом Дагестана. Никто не имеет право чинить им неправомерные препятствия. Это чревато прежде всего межэтническими конфликтами, не говоря уж о незаконности таких действий. И еще. Знаю, что у вас свое, особое, понимание гордости. Я, например, никогда бы не стал хвастаться тем, что современный Дагестан есть плод моих трудов. Знаете, иногда лучше промолчать и стараться не показывать вида, что ты имеешь отношение к чему-то. Просто, нормальным людям должно быть стыдно, что они "родили" вот такое вот "чудо". Тут в пору предаться глубокой скорби.