Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Праздник непослушания

Год назад независимый кандидат Евгений Урлашов, бывший член "Единой России", стал мэром Ярославля, победив на выборах кандидата от "Единой России". Сегодня он заявляет, что "ЕР" надо "вообще ликвидировать на территории Ярославской области".

Похожие заявления уже звучали в Ярославле, но это предназначалось для гостей из Москвы: наблюдатели из столицы приезжали на выходные в город отметить год "Ярославскому десанту" — первому выездному мероприятию добровольных наблюдателей для контроля за выборами.

Урлашов, возможно, победил бы и так: его рейтинг был сильно выше рейтинга его оппонента, а Ярославская область никогда не входила в зону "особой электоральной культуры" (так политолог Орешкин называет регионы с непривычно высоким стабильным процентом партии власти на выборах). Но история не знает сослагательного наклонения: победа Урлашова случилась на выборах, проходивших под массовым контролем приезжих наблюдателей, сам он заявил, что пришел к власти во многом "благодаря их (наблюдателей) помощи".


Мария Эйсмонт/PublicPost

Московские участники прошлогоднего десанта отметили год своего "Ярославского десанта" инспекцией городских дорог и сбором наказов горожан для передачи их мэру.

Дороги, увидели москвичи, по-прежнему очень плохие:


Мария Эйсмонт/PublicPost

Зато жители, что удивило приезжих, в большинстве своем мэра по-прежнему поддерживают и готовы простить ему ямы, нечищенные тротуары и его долгие загранпоездки (например, в Коста-Рику): мэр молодой, активный, старается. Если выборы будут завтра, говорили большинство опрошенных, мы за него еще раз проголосуем.

Вечером Евгений Урлашов встретился с московскими наблюдателями и городскими активистами и почти два часа рассказывал, как он собирается бороться с некачественными дорожными строителями и своими противниками из "Единой России", облагораживать городские парки и наполнять городской бюджет, взимая арендную плату с тех, кто до этого не платил.

"Дороги вроде бы сделаны. Вы можете видеть, что они, может, хорошие, но принимать я их не буду. Ни копейки не заплачу. Господин Погосян, возможно, попадет на 120 миллионов рублей, но я предупреждал: у меня задача — переломить ситуацию в течение года".

"Поздравляю всех с тем, что мы можем потрогать мэра", — сказал один из присутствующих и потрогал мэра.

В Ярославле можно не только прийти вечером в клуб и потрогать мэра. Можно 31-го числа любого месяца попротестовать на улице — и никто тебя не задержит. Можно заявить любой митинг — и его согласуют. Скоро в городе пройдет концерт ДДТ, который, очевидно, никто не отменит, и Шевчуку дадут сказать зрителям все, что он захочет.

Урлашова вряд ли можно считать оппозиционером Кремлю. Ругая последними словами "Единую Россию", он, например, куда осторожнее отзывается об Общероссийском народном фронте (ОНФ), напрямую связанном с Путиным, и воздерживается от критики высших российских руководителей. Но конфликт мэра с городской думой (где большинство у "ЕР") и областными властями, очевидно, пошел ярославцам на пользу.

"Политконкуренция сильно снижает коррупцию, — объяснил мне один из присутствовавших на встрече ярославцев. — И его (Урлашова) ребят дрючат, и они "Единую Россию" дрючат. Изменилась повестка дня. Появилась связь с народом".

"Чиновники мэрии стали более доступны для прессы, — говорит журналист Денис. — Как журналист могу сказать, что наши ярославские СМИ делятся на урлашовские и правительственные, которые работают против Урлашова. Цензура, судя по всему, сильная и там, и там". Зато горожане, почитав и ту, и другую прессу, могут составить довольно полную картину того, что происходит в городе.

Вечером за ужином в кафе московские наблюдатели и их ярославские коллеги поднимали тосты за "новый формат отношений с властью", говорили о том, что ярославский опыт пока уникальный, и вспоминали, как все начиналось.


Мария Эйсмонт/PublicPost

А начиналось так: в Москве начальник отдела импорта и логистики ювелирной компании Ольга Фейгина была наблюдателем на президентских выборах 4 марта и сильно расстроилась их результатом. "Было желание снять белую ленточку, потому что разочаровалась. После 4 марта мы поняли, что свергать власть — это пока не про нас. А вот попробовать что-то изменить к лучшему на региональном и муниципальном уровне мы вполне можем. Стали искать, какие есть выборы".

В это время в Ярославле Елена Лекиашвили открыла для себя Facebook. Ввела в поисковик название своего города и обнаружила мероприятие "Контроль за выборами мэра в Ярославле". "Я подумала, вот идиоты! — вспоминает она. — А потом написала: "Я из Ярославля. Чем могу помочь?"

Урлашов пообещал через год "примерно в те же даты" встретиться опять и рассказать, чего он добился. А также призвал наблюдателей приехать на осенние выборы в законодательное собрание области: избранные депутаты должны будут решить, кто в области будет выбирать губернатора: они или народ.

О том, к чему приведет ярославский эксперимент и чем закончится правление Урлашова, говорить сложно. Пока очевидно одно: многие проблемы остались, но апокалипсиса не случилось, а свободы, открытости власти и дискуссий в обществе стало больше.


Мария Эйсмонт/PublicPost


Мария Эйсмонт/PublicPost


Мария Эйсмонт/PublicPost


Мария Эйсмонт/PublicPost


Мария Эйсмонт/PublicPost