"Дело Шалмуева" — провальная попытка воскресить "бандитский заповедник"
Мне понадобилось некоторое количество времени на сбор и анализ информации о так называемом "деле Шалмуева", или "дорожном деле". А говорят о нем и чиновники, и пролетарии за бутылкой, и "хомячки" на городском форуме, и даже лица без определенного места жительства.
Итак, начиналось "дело" эффектно. Свет, камера, экшн: маски-шоу силовых структур, "штурм" шалмуевского забора, изумленный хозяин, сердечный приступ. Возможно, в атмосфере массовой истерии и "охоты на ведьм" сложно придавать значение деталям, но все же...
Во-первых, интерьер дома "лидера ОПГ" не самый дорогой, во-вторых, початые бутылки с алкоголем, снятые крупным планом, тоже, надо сказать, демократичных марок, да и сам-то дом на две семьи, а не отдельный особняк. А если учесть, что этот дом покупался Шалмуевым еще во времена Прусака, в рассрочку у Горохова (один из владельцев крупной строительной компании "Деловой Партнер"), то возникает неувязка с баснословными суммами, которые якобы уводил из бюджета первый вице-губернатор.
На мой взгляд, не бедному даже по столичным меркам "лидеру ОПГ", извините, западло было бы ютиться в доме на две семьи. Впрочем, это спорное утверждение, в России возможно все. Даже то, что никак не вписывается в рамки привычных стереотипов. Но есть в этой истории детали куда более занимательные.
Умный, тертый Шалмуев в интервью из зала суда сам подсказал желающим разобраться, от чего следует танцевать. "Я руковожу дорожным фондом всего полгода". Вот именно. Полгода. А история, как заявило само следствие, тянется с 2011 года, когда должность занимала Вероника Минина. И эксперты, и блогеры сходятся в одном — уже тогда между Мининой и "независимым новгородским предпринимателем" Тяном (который, к слову, и подал заявление на Шалмуева) была договоренность, что ВСЕ деньги из дорожного фонда получит именно Тян. И, вероятно, так бы и случилось, если бы губернатор не передал полномочия по дорогам Шалмуеву. Для чего он это сделал?
Вероятнее всего, заигрался в аппаратные игры. Это старая тактика стравливания ближайших замов, которая позволяет находиться над схваткой. "Невинное" развлечение бывалого аппаратчика, безусловно, проще и приятнее, чем реальное осуществление руководства регионом, его развитие и привлечение инвестиций. Вряд ли Митин мог предположить, в какой конфликт выльется его желание сталкивать и разводить. Что, безусловно, не делает ему чести как руководителю.
А конфликт между Шалмуевым и Мининой разгорелся нешуточный. В Администрации мне это подтвердили многие, поскольку никакого секрета из этого не делалось. Минина продавливала интересы Тяна на глазах у всех, на большинстве совещаний и в кулуарах. Была ли она лично заинтересована в распределении дорожных денег по схеме Тяна? При том рвении, с которым она это делала, ответ очевиден. Другое дело, почему был против Шалмуев.
Чтобы это понять, нужно вернуться лет на 10 назад. Арнольд Александрович курировал экономические вопросы еще при Прусаке. Прошло не так много времени с тех пор, и именно поэтому даже простых граждан смешат сегодня попытки следствия связать Шалмуева с криминальным авторитетом Кравченко. Все прекрасно помнят и подконтрольную бандитам городскую Думу, и резервирование земель, и отъем бизнеса у тех, кто не хотел платить "дань". И если городская собственность почти целиком оказалась в руках ОПГ Мхитаряна-Кравченко, то областные лакомые куски удалось уберечь именно Шалмуеву. "Независимый бизнесмен" Тян занимал в банде не последнюю роль, о чем красноречиво свидетельствуют фотографии.
Думаю, Шалмуев-то как раз очень хорошо осознавал, чьи интересы так лоббирует Вероника Витальевна. При этом, как я выяснила, своего отношения к Тяну он не скрывал ни от кого в Администрации. Знали все, включая массажистку, которая по совместительству разминает еще и "могучие" губернаторские телеса.
Еще смешнее попытки Митина самоустраниться от ответственности за происходящее в его Администрации. Узнать из СМИ о распределении без его ведома одной пятой областного бюджета — это, конечно, показатель. Притом, что дорожным вопросом жители долбают "светлого князя" на каждой встрече.
Вряд ли в области найдется хотя бы один человек, который в это поверит.
А вот то, что Митин царствует, но не правит, видно невооруженным глазом. Правит областью Минина. Тут вам и балы, и приемы, и безграничное доверие "светлейшего". В такой ситуации легко думать, что все сойдет тебе с рук. Шаг был рисковый, поскольку Вероника Витальевна вместе со своим корейским другом не могли не понимать, что "заява" на первого вице-губернатора будет иметь последствия. Но они явно не предполагали, что такие.