Разрешат ли глухим учиться на их родном языке?

25 апреля в рамках специализированной выставки «Интеграция. Жизнь. Общество 2013» Круглый стол: «Роль русского жестового языка в образовании глухих»
Впервые за более чем полвека в России жестовый язык признали языком, который может преподаваться и изучаться (соответствующий закон, №296-ФЗ, подписан в прошлом году). Будет ли жестовый язык присутствовать в школе и в какой форме? Как это может сочетаться с инклюзивным образованием? Попытаемся найти ответ на эти вопросы во время круглого стола «Роль русского жестового языка в образовании глухих», в котом примут участие депутаты Госдумы, представители специализированных коррекционных школ (1 и 2 вида), и других образовательных учреждений, исследователи, переводчики, преподаватели русского жестового языка. Встреча организована Всероссийским Обществом Глухих и пройдет 25 апреля с 14.00 до 18.00 в рамках специализированной выставки «Интеграция. Жизнь. Общество 2013»
Адрес проведения Круглого стола: ЦВК «Экспоцентр», Краснопресненская наб., 14. Станция метро «Выставочная», конференц-зал № 3,вход со стороны набережной.
Дополнительную информацию можно получить по телефону (499) 264-01-76
ПРОГРАММА Круглого стола - ЗДЕСЬ
Об истории вопроса:
Многие знают, что в общении между собой глухие и слабослышащие люди используют особую лингвистическую систему, - язык, базирующийся не на звуках, а мимике и жестах, - этот способ им наиболее удобен. Часто, встречая глухих на улице и в метро, мы видим, как они оживленно общаются на жестовом языке. Вполне естественно предположить, что и в обучении глухих жестовый язык играет значимую роль. Но, увы, это не так.
Более полувека глухим не разрешали общаться на их языке, в школах детей били по рукам, пытаясь добиться исключительно звуковой речи. Сурдопедагоги учили детей читать с губ и опираться на остаточный слух, а говорить голосом, учителя-предметники вели занятие голосом, и не могли использовать даже пальцевую азбуку в объяснении.
Значимость жестовой речи в развитии глухих подчеркивал знаменитый исследователь Лев Семенович Выготский, под его влиянием в 1938 году было принято постановление о необходимости использования жестовой речи и дактилологии в обучении глухих и слабослышащих детей. Однако, с издания в 1952 году работы И.В Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», началась по сути языковая дискриминация. В работе утверждалось, что язык глухих не является даже суррогатом языка. С этой статьи прекратились лингвистические исследования жестового языка, в школах наложили запрет на его использование.
В глухих формировали брезгливое отношение к их языку, воспитывали чувство неполноценности. Попытка перековать глухого в слышащего заведомо провальна, основа восприятия у глухих иная - она визуальна. Старания изжить жестовый язык не увенчались успехом, глухие продолжали общаться на нем между собой, а русский язык знали с переменным успехом. Советское телевидение использовало в передачах сурдоперевод, чтобы глухие были в курсе происходящего в стране, сурдопереводчиков вызывали в суды и на ответственные мероприятия. Однако, обучение сурдопереводчиков нигде не велось, переводчиками выступали слышащие дети глухих родителей, жестовый язык не исследовался, методики его изучения и преподавания не разрабатывались.
Тем не менее, жестовый язык был и остался основным средством коммуникации людей с нарушениями слуха. По принципу единства языка глухие и слабослышащие формируют сообщество, которое имеет свою историю и культуру. Но если другие сообщества могут передавать язык и культуру из поколения в поколения, то у жестового языка судьба сложнее.
Глухие появляются не только в семьях глухих, но в семьях слышащих, не только не знающих жестового языка, но и не всегда понимающих, что для глухого ребенка этот язык полезен и важен, ведь он является более естественным, чем звуковая речь, которую этот ребенок не слышит и с трудом воспроизводит. Под влиянием сурдопедагогов родители тратят годы, на то, чтобы ребенок научился читать слова по губам и издавать членораздельные звуки. Чтобы он не «скатился» до разговаривания руками, его стараются изолировать, не отдавать в спецсады и спецшколы, в результате ребенок лишен главного - коммуникационной среды, что влечет за собой более тяжелые последствия вплоть до отставания в развитии.
До сегодняшнего дня глухие в России не имели возможности изучать свой язык в школе (как это делается В США, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Австрии и многих других европейских странах) а вынуждены узнавать его тайком, друг от друга, лишены права получать от учителей информацию на своем родном языке.
Поворот наметился сейчас, после того, как был подписан закон о придании Жестовому языку статуса официального (№296-ФЗ от 30.12.2012 г.)
Жестовый язык впервые с 1952 года признали языком, который может преподаваться и изучаться, и на котором разговаривает внушительная часть соотечественников (более 200тысяч человек). Отныне глухим должны оказывать помощь с переводом во многих социальных ситуациях.
Будет ли жестовый язык присутствовать в школе и в какой форме? - Этот вопрос остается открытым. Одновременно развивается получивший неоднозначные оценки – «инклюзивный подход», когда инвалидов помещают в обычную школу, тем самым изолируя их от себе подобных.
Инициатор и организатор мероприятия - Всероссийское Общество Глухих. Так сложилось, в нашей стране, что Общество глухих никогда не имело влияния на сферу образования глухих. Как это не парадоксально, никто никогда не прислушивался к мнению взрослых глухих, испытавших на себе плюсы и минусы специального образования. Активность членов общества позволила сдвинуться с мертвой точки ситуации со статусом языка. Надеемся, что и ситуацию с образованием глухих, тоже удастся изменить. Круглый стол - попытка диалога между педагогами, чиновниками и активистами общества.