Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Скончался бывший министр финансов Александр Лившиц


Бывший министр финансов России Александр Лившиц скончался 26 апреля в возрасте 66 лет. Об этом сообщается в пресс-релизе компании «Русал», где Лившиц работал с 2001 года в должности директора по международным и специальным проектам.

По информации компании, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.

Прощание с Лившицем состоится 29 апреля в 11:00 в Траурном зале ЦКБ. Отпевание пройдет в 14:00 в Храме Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, после чего состоятся похороны.

Александр Лившиц родился 6 сентября 1946 года. В 1971 году окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова по специальности «экономическая кибернетика».

Лившиц стал министром финансов и заместителем управляющего от России в МВФ в 1996 году, а в 1997-м - представителем президента в Национальном банковском совете. В 1997 году Лившиц ушел из правительства и стал заместителем руководителя администрации президента, где проработал до 1998 года.

***

Александр Лившиц 25 ноября 2004 года прочел лекцию "Что нужно бизнесу от власти" в рамках проекта "Публичные лекции Полит.ру".

В частности, там состоялся такой диалог между Дмитрием Александровичем Приговым и Александром Лившицем:

Пригов. В свое время вы сказали, что «надо делиться».

Лившиц. Да. Я это сказал.

Пригов. У меня вопрос: придерживаетесь ли вы по-прежнему этого мнения, какой уровень дележа это должен быть, и какие механизмы должны быть?

Лившиц. Если вы позволите и если это уместно в этой аудитории, но она какая-то такая неформальная, я вам расскажу, как появились эти два слова. Тогда будет понятнее, к чему они относились.

Меня только назначили вице-премьером и министром финансов. Первое, что мне сказал премьер: тут сидит миссия Международного валютного фонда, иди с ними разберись, после этого я тебя отпущу на неделю в отпуск – это было лето.

Работа с МВФ – это типичный вариант приема-сдачи. Сидит Харигучи (такой у нас был по России), перед ним указ о том-то том-то, пункт пять. Смотрит. Я ему докладываю – он ставит галочку и идет дальше. И мы с ним так движемся по этому списку вторые сутки. Прием-сдача идет. Я жду, когда он отправится в Вашингтон и пришлет нам транш кредита. Подходим к некоторому пункту, я поворачиваюсь (я, естественно, не называю фамилии, потому что это мои замы, а они все теперь - большое начальство, я их просто не имею права называть). Он мне говорит: «Александр Яковлевич, мы его потеряли». А у Харигучи уже билет в Вашингтон. Я объявил перерыв в переговорах, тряс их за грудки: «Как так потеряли? А деньги где? И мой недельный отпуск, в конце концов». «У нас, говорят, есть в запасе один указик – такой классный указ. По деньгам все заменяет».

Это был указ №1215. Указ, конечно, стремный, - о том, чтобы облагать налогом не только зарплату, но и все доходы граждан (проценты и т.д.). Как можно было такое указом заводить?! Законом, естественно, надо было. Такое было возможно только в то время. Сейчас это смешно, но тогда это не было смешно.

Я вернулся к Харигучи, стал объяснять, что это лучше – ему же главное, сколько денег в бюджет поступит. Вот, по этому указу больше поступит.

«Ну, хорошо», - сказал Харигучи, сел в самолет и улетел. Вслед за ним улетел и я. А перед тем, как улететь, собрал журналистов и говорю: «Я понимаю, что это неприятно – платить налоги, но делиться надо – много бедных». Это касалось только налогообложения – ничего больше, разумеется.

Уехал, не подозревая, у меня не было тогда мобильного – мне никто ничего не говорил. Неделю я не видел телевидения. Не читал газет, не отвечал на звонки. Сел в самолет, открываю «Московский комсомолец», а там моя оскаленная физиономия с надписью: «Вирус по имени Лившиц».

Дальнейшее малоинтересно. Когда кампания в печати – это неприятно. Как это ни смешно – очень неприятно. Все страдают, кого бы ни долбили.

Пригов. Все-таки, если принять это предложение в том модусе, как это было воспринято обществом, вы поддерживаете его?

Лившиц. Да, поддерживаю: я считаю, что налоги надо платить в полном объеме. Вот и все – больше ничего за этой фразой не было.

Пригов. Понято это было не совсем так. Меня интересует в том смысле, как это было понято относительно большого бизнеса.

Лившиц. Ну, что я теперь могу поделать?.. Были тогда толкователи – два было супертолкователя, которые за неделю все это раскрутили. Они оба сейчас здесь не живут. Они живут в других местах, безотносительно, конечно, событий 1996 года. Просто так вышло, что один в Австрии, другой еще где-то.

  • Полностью текст лекции Александра Лившица "Что нужно бизнесу от власти"