Убийство Буданова: приговор без мотива
Московский городской суд приговорил Юсупа Темерханова, признанного присяжными виновным в убийстве Юрия Буданова, к 15 годам лишения свободы.
Рассмотрение дела об убийстве Юрия Буданова сопровождалось скандалами, связанными с похищением Темерханова, избиением его в конвойном помещении Мосгорсуда, пропажей свидетелей защиты, обвинением адвокатов в их подкупе и роспуском первой коллегии присяжных. Обвинение требовало для Темерханова 16 лет тюрьмы. Защита заявляет, что в любом случае будет добиваться отмены обвинительного приговора.
Обвинительный вердикт Юсупу Темерханову, единственному подсудимому по делу об убийстве Юрия Буданова, вынесла вторая коллегия присяжных, собранная в марте после череды скандалов, сопровождавших первый процесс по этому делу. Самой громкой стала история с пропажей свидетеля Александра Евтухова, который, являясь очевидцем преступления, описывал убийцу как человека, не похожего на Темерханова. Затем Евтухов нашелся. После того как он повторил свои показания в суде (правда, в отсутствие присяжных), Евтухов снова исчез, но передал видеозапись, на которой утверждал, что адвокаты Темерханова ему заплатили за нужные им показания. Позже появилось и письменное заявление Евтухова о том, что его якобы подкупили. В подкупе заподозрили адвоката Дарью Тренину. С тех пор, говорит Тренина, она лишь однажды была у следователя для дачи пояснений. И, по ее мнению, вся история с подкупом была затеяна исключительно с целью дискредитировать и защиту Темерханова, и самих неугодных обвинению свидетелей.
В отличие от первого состава присяжных, у новой коллегии была возможность выслушать показания большинства свидетелей. Но, по словам адвоката Юсупа Темерханова Мурада Мусаева, свои показания они давали под давлением со стороны гособвинителей: их приводили фактически под конвоем, с ними репетировали показания на протяжении 1,5-2 часов перед судебными заседаниями. Для этого прокурорам даже отвели специальную комнату – служебное помещение Мосгорсуда, кабинет номер 617.
"От пяти до десяти оперативных сотрудников московской полиции ежедневно водили этих бедных запуганных свидетелей, запирались вместе с ними в одной комнате, а потом по одному заводили в зал суда, и свидетели отвечали, как школьники у доски, заведомо заученными фразами", – утверждает Мурад Мусаев.
"Нас пытались обвинить в том, что мы подкупили свидетеля, чтобы он сказал про светлые волосы, а получилось как раз наоборот: его пленили, чтобы он про эти волосы не говорил", – комментировал показания Евтухова адвокат Мусаев. По его словам, на протяжении всех слушаний гособвинители "беспрецедентно нарушали закон, а председательствующий в процессе занял заведомо обвинительную позицию".
В итоге девятью голосами против трех присяжные признали Юсупа Темерханова виновным в убийстве Юрия Буданова. Однако коллегия не согласилась с мотивом, которым, по версии следствия, руководствовался Темерханов. Из обвинения следовало, что Темерханов отомстил Буданову за своего отца, убитого в феврале 2000 года в Чечне российскими военнослужащими, имена которых так и не были установлены. Буданова, согласно этой версии, Темерханов выбрал потому, что он ассоциируется у чеченцев с виновниками преступлений, совершенных в Чечне федеральными военнослужащими за годы войны.
Обсуждая последствия обвинительного вердикта, защита Юсупа Темерханова, обращала внимание на то, что в приговоре обязательно нужно указать мотив преступления, а теперь сделать это невозможно. "В итоге у нас есть психически нормальный подсудимый, который, как гласит вердикт, безо всякой на то причины, не имея никакого мотива, выслеживал Буданова и расстрелял его, – поясняет Мурад Мусаев. – Поскольку наши оппоненты нарушали закон грубо, они дали нам в руки кучу козырных карт. Мы имеем дело с совершенно безвинным человеком, которого пытаются заточить на 10-15 лет в тюрьму, мы этого не позволим. По крайней мере, насколько хватит наших сил, мы будем этому противостоять".