1928 год. Начало Шахтинского процесса

Вышинский зачитывает приговор по Шахтинскому делу
85 лет назад, 18 мая 1928 года, начался процесс по обвинению большой группы руководителей и специалистов угольной промышленности Шахтинского района Донецкой области во вредительстве и саботаже.
Обвиняемым вменялись в вину не только вредительская деятельность, но и создание подпольной организации, установление конспиративной связи с московскими вредителями и с зарубежными антисоветскими центрами.
23 из 53 обвиняемых отказались признать себя виновными, 10 признали свою вину лишь частично. 11 человек были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Инженеры Н.Н. Горлецкий, Н.А. Бояринов, Н.К. Кржижановский, А.Я. Юсевич и служащий С.3. Будный были расстреляны 9 июля 1928 года. Для шести остальных (Н.Н. Березовский, С.П. Братановский, А.И. Казаринов, Ю.Н. Матов, Г.А. Шадлун и Н.П. Бояршинов) расстрел был заменен 10 годами. Четверо обвиняемых (в том числе двое германских подданных) были оправданы, четверо (в том числе один германский подданный) приговорены к условным срокам наказания, остальные - к лишению свободы на срок от 1 до 10 лет с поражением в правах на срок от 3 до 5 лет.
Член-корреспондент АН СССР Владимир Грум-Гржимайло, умерший в октябре 1928 года, в предсмертном письме писал: «Все знают, что никакого саботажа не было. Весь шум имел целью свалить на чужую голову собственные ошибки и неудачи на промышленном фронт... Им нужен был козел отпущения, и они нашли его в куклах Шахтинского процесса».
В 2000 году все осужденные были реабилитированы за отсутствием состава преступления. В ходе проверки материалов дела было выявлена фальсификация материалов обвинения.