Дата
Автор
Николай Яременко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Еврокитч от "Первого канала"


Фото: Reuters

Мне каждый год очень смешно, когда наше телевидение устраивает ритуальные пляски вокруг "Евровидения". Мы всегда умудряемся выбирать сомнительные ориентиры и бессмысленно следовать им. Но то, что было явлено миру в минувший уик-энд, было просто за гранью. Я уже написал на эту тему в "МК": я искренне хотел убедить себя, что все, что я вижу во время телевизионного "разгона" в студии "Первого канала" перед шоу и после его окончания — это просто пародия, эдакий КВН или "Прожекторперисхилтон". Потому что нельзя же на полном серьезе смотреть на едва отошедших от вечерней дойки златозубых доярок, где по периметру экрана аккуратно расставлены бидоны с молоком, или выстроенных в кадре по принципу симметрии рабочих "Уралвагонзавода" (куда ж теперь без него?). Все было выдержано в лучших традициях телеабсурда: МКС, доярки плюс рабочий класс. Не хватало только для полноты картины небезызвестных фраз типа "Если надо, мы подъедем". Все работало на реализацию одного единственного тезиса: в эфире — событие грандиозного масштаба, раз уж сам "Уралвагонзавод" приостановил смену и лайкает. Странно, что рабочие и доярки вообще не в Швецию были командированы. Зато традиционные шуточки в студии про "отключим газ" (тем странам, что не проголосуют за нас) звучали в избытке.

Ощущение небывалой пародийности не оставляло меня, но я делал над собой усилие и не выключал телевизор. Потому что знал: по окончании зрелище бывает еще безумнее! После подсчета голосов всегда наступает вакханалия креатива.

В ожидании же финала предстояло "удовольствие" от без малого трех десятков песен, в том числе от выступления Дины Гариповой.

Конечно, "Евровидение" — это уже давно праздник поп-шаблонности и китча. Но отправляться на конкурс с откровенным плагиатом, о чем уже не прокричал ленивый на просторах всемирной сети — мягко говоря, негоже. Бывают похожие ноты, но когда песня воспроизводится "один в один" — это уже, извините, хамство. Можно, конечно, долго рассуждать, что виноваты, дескать, шведы, у которых мы эту песню заказывали, что мы, мол, лишь добросовестные покупатели. Но можно было бы потрудиться хотя бы проверить сначала, что за товар нам подсунули?

У Дины Гариповой сильный голос, но разве она — формат "Евровидения"? Тогда объясните, на что была ставка? Уж точно не на слабых бэк-вокалистов и полное отсутствие постановки? Ясно, что не каждый год для Плющенко лед заливают и скрипачей для Билана выписывают. Но хоть за что-то глаз и ухо цепляться должны? Ей-богу, тот же прошлогодний фейк под названием "Бурановские бабушки" при всей его музыкальной бессмысленности был в этом отношении последовательнее и органичнее. У датчан были барабаны и флейты, у румын — оживший Дракула в юбке. У нас что запомнится — только плагиат? Мне лично больше запомнится Малахов, одевающий шведа зачем-то в платье невесты и умело делавший педикюр босоногой победительнице королевских кровей.

Мне даже удивительно, что поднялись мы аж на пятое место. Лишь Латвия и Эстония поставили Россию на высшую строчку, да и то в этом голосовании по географическому признаку наверняка сказалось немалое русскоязычное большинство Прибалтики.

Впрочем, к чему это я? Если вам хочется песен, то вам не на "Евровидение". А этот музыкальный конкурс давно стал спортивным событием — эдаким чемпионатом Европы по поп-китчу. И оттого и поднимают флаги по приказу телережиссера, оттого и кричат в студии у Малахова "Рос-си-я! Рос-си-я!". Это ведь как на трибунах разбираемых на кирпичики Лужников: игра (и ее качество) отдельно, а правила поведения на трибунах и их речовки — отдельно.

Мне было странно видеть в студии поющего под фонограмму постаревшего Пупо и ликующий зал, который под песню итальянца машет плакатами "Дина мы с тобой" (именно так, без запятой). Конечно, в Мальме было то же самое: выступает, к примеру, певец из Мальты, а первые ряды закрывают его флажками Швеции, Финляндии, Греции, Германии. Но это — нережиссируемый концертный зал. А студия в Останкине — плод чьей-то мысли, чьего-то креатива. Ведь кто-то продумывал всю эту безграмотность?

В том числе и бабочек, которые не хотели вылетать из цветастой обувной коробки ведущего, а потом, принудительно оттуда вытряхнутые, устремлялись наверх, к софитам, чтобы замертво упасть оттуда вниз. Телевизионный треш. Спортивное шоу, где главное — не мастерство вокала, а возможность покричать на трибунах. В отчетах о футбольных матчах очень часто главное — не счет матча, а количество фанатов, отправившихся в отделение, вкупе с рассказом о том, что было написано на баннерах. Так чем чемпионат Европы по пению хуже?

Хотя если уж по-честному, то это не чемпионат, а Олимпиада. В ней тоже главное — участие. Главная цель практически любого певца на "Евровидении" — просто продемонстрировать себя всему континенту.