Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

"Сама Москва землетрясений не производит"

Фото: Reuters

Толчки и сотрясения, которые ощутили утром 24 мая некоторые москвичи, вызывают массу вопросов. "Разрушений нет, слава богу, все нормально, — прокомментировал ситуацию начальник Ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин. — По всей видимости, это последствия подводного землетрясения в Охотском море. Эпицентр сейсмотолчка был в Румынии, на стыке плит. То, что ощущали жители Москвы и Нижнего Новгорода, — это волна, которая пошла из Румынии".


Понятно, что эпицентр землетрясения в дальневосточном Охотском море находиться в восточноевропейской Румынии не может, но оставим это на совести Росгидромета. Мы обратились к сейсмологам с просьбой рассказать о том, что действительно случилось в Москве. Стоит сказать, что не все они считают произошедшее землетрясением.

Алексей Дмитриевич Завьялов, ведущий научный сотрудник Института физики Земли имени Шмидта РАН:

"Что это было — я не знаю. Но я вот смотрю сейчас сводку срочных донесений Геофизческой службы РАН и могу сказать, что никаких сейсмических событий в Москве в это время не отмечено. А ведь Геофизическая служба является национальным агентством по мониторингу сейсмической активности, так что эта информация — официальная.

Некоторые журналисты пытаются связать толчки в Москве с землетрясением, которое произошло в Охотском море на глубине 600 километров. Оно действительно зафиксировано, магнитуда составила около 8 баллов. Но я могу сказать, что связь толчков с землетрясением в Охотском море маловероятна. По той простой причине, что это 10 000 километров от Москвы, это очень далеко, хотя землетрясение и достаточно сильное. Приборы, установленные на сейсмостанции "Москва" в районе Пыжевского переулка у Третьяковской галереи — они, конечно, это событие записали, в этом у меня никаких сомнений нет. Но чтобы люди ощущали сотрясение на таком расстоянии — это маловероятно. (Расстояние от Москвы до берега Охотского моря составляет чуть меньше 6000 км — PublicPost).

Москвичи в прошлом много раз ощущали толчки землетрясений, происходящих в Румынии — но это 1000-1500 километров, и в этом ничего удивительного нет. Во-первых, расстояние намного меньше. Во-вторых, считается, что где-то между Румынией и Москвой в недрах Земли имеется некий волноводный слой, по которому сейсмические волны распространяются до Москвы лишь с небольшим затуханием. Тогда толчки в Москве могут ощущаться, особенно на верхних этажах зданий.

Такие события фиксировались и во времена Пушкина, и гораздо раньше — о них есть записи и в летописях. Такое было и в наши годы, 4 марта 1977 г., когда в Румынии случилось большое Вранчанское землетрясение (магнитуда его составила 7,3 — PublicPost). Оно нанесло большой ущерб, в том числе Будапешту, а волны его докатились до Москвы. Еще ближе к нам, в 1990-х, в Москве снова ощущались волны еще одного румынского землетрясения.

Так что с Румынией нынешние события связать было бы можно. Но в сводке Геофизической службы никаких сильных землетрясений магнитудой 6,5-7 во всем том регионе не было.

— Москва находится в центре тектонической плиты. Насколько она защищена от землетрясений?

На плите землетрясения могут быть, но не такие сильные, как на краю, где-нибудь на Камчатке. Вот, например, на Воронежском кристаллическом щите землетрясения случаются, их регистрируют станции. А в районе московского мегаполиса тектонических землетрясений вообще не зафиксировано. Шум по поводу толчков в Москве, который время от времени поднимается в СМИ, потом оказывается не связан с землетрясениями.

— Возможны ли у нас внутриплитные землетрясения?

Да, такое понятие в сейсмологии есть. Но это точно не наш случай, иначе об этом Геофизическая служба уже отдельно бы сообщила, причем не в СМИ, а в МЧС. Как ученый, я не могу отрицать, что внутриплитное землетрясение в районе Москвы никогда не случится. Но вероятность этого события (скажем, такой же силы, как в Охотском море) настолько мала, что могу сказать — его не будет.

— Что же тогда тряхануло в Москве?

Полагаю, что с тектонической активностью это вообще не связано. Возможно, какие-то строительные работы или прошла где-то колонна тяжелой техники.

— А как быть с тем, что, по сообщениям, ощущали жители Томска, Барнаула, Новосибирска?

Тут, может быть, случилась какая-то подмена: может быть, сейсмические станции по России записали это событие — их чувствительности для этого достаточно. Наша сеть способна фиксировать землетрясения, происходящие по всему земному шару с магнитудой от 4. Так что все они зарегистрировали Охотское землетрясение, это несомненно".

В Геофизической службе с этой радикальной гипотезой не согласны. Комментарии PublicPost дал Олег Евгеньевич Старовойт, заместитель директора Геофизической службы РАН.

Олег Старовойт:

"Дело в том, что произошедшее в Охотском море землетрясение было очень большой магнитуды, порядка 8. Кроме того, эпицентр его находился очень глубоко, порядка 600-700 километров. Такие землетрясения часто ощущаются на очень большом расстоянии. Они захватывают большие толщи земли и распространяются далеко.

В Москве толчки из Охотского моря действительно ощущались — не многими людьми, а особо чувствительными, причем лишь в тех зданиях, которые стояли на слабых грунтах. Словом, не все, но некоторые москвичи их почувствовали.

Важно понимать, что такие явления для Москвы не столь редки. Лет 10 тому назад подобной силы землетрясение случилось на границе России и Китая, толчки от которого тоже дошли до Москвы. Правда, дошли они с намного меньшей энергией — толчки фактически ощутили только приборы. Ну а землетрясения, которые происходят в Карпатах, в западной Туркмении, они в Москве ощущаются — и довольно чувствительно. В Москве толчки могут достигать 4 баллов. Можно сказать, что сама Москва землетрясений не производит, но ощущает энергию сильных глубоких землетрясений издалека".