Дата
Автор
Сергей Морозов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Союз труда и капитала

Сейчас уже с этой темой поутихли немного, а пару лет назад носились, как с писаной торбой. Я даже вспомнить не могу, как это называлось, не то мир какой-то, общегражданский, не то солидарность. Но смысл был простой — хотели розу белую с черной жабой повенчать, организовать союз меча и орала, труда и капитала.

Искали новых путей, как объяснить работяге, едва сводящему концы с концами, что богатый человек ему вовсе не классовый враг, а друг, товарищ и брат, не халявщик, а партнер, что он тоже россиянин, гражданин и вообще "одной крови".

Опубликованные сегодня Министерством образования и науки сведения о доходах ректоров вузов и их близких говорят нам, что такого рода идиллия, момент, когда лев и лань возлежат рядом, дело вовсе не такого уж отдаленного будущего.

Обычный российский вуз демонстрирует нам наглядный пример того, что такое возможно. Что возможна работающая система, в которой труд одних ее участников ценится в 20-30, а то и более раз ниже труда других.

И это считается нормальным и воспринимается как должное. Гражданский мир в действии?

Да, конечно, разнятся меры ответственности, разнится круг обязанностей, но 20-30 раз!

В моем, может быть холопском, сознании никак не умещается представление о том, как все-таки это работает? Почему работает? На чем держится? Чем это оправдывается?

Не в бытийном аспекте, потому что это есть на самом деле, зайди в любой институт, университет. А в этическом.

Как они смотрят в глаза друг другу, и смотрят ли?

Эти люди, чья стоимость разнится в 20-30 раз, — они коллеги? Они и вправду живут в одном мире, живут одним делом? У них действительно есть общие ценности?

Сомневаюсь.

Одни, их меньше, садятся в дорогое и удобное авто, едут в ресторан, размышляют о том, в какой из своих многочисленных квартир сегодня ночевать. Другие, числом побольше, те самые, по словам Ливанова, "преподаватели невысокого уровня", неуважающие себя дотридцатитысячники, бегут на вторую работу и на третью, возвращаясь после нее в ободранную хрущевку, а то и общежитие, чтобы утром включиться в бесконечный бег во имя выживания.

Одни получают почести, награды, признание, те же деньги. Другие — тычки, затрещины, упреки в непрофессионализме, наряду с жалким жалованием.

Одни лечатся, вкусно кушают, сладко пьют, рассказывают, как они раскатывают по миру. Другие "перебиваются с хлеба на воду" и знакомятся с заграничными диковинками по телевизору и интернету.

Одни преданы начальству, другие студентам и науке

По идее здесь должно быть классическое "два мира — две системы", но нет, перед нами союз труда и капитала, образец для подражания и передачи опыта.

Система работает. Все довольны?