Турция: «Падишах, не будь надменным»
Минувшие выходные показали: Турция так просто не успокоится. Несмотря на попытки властей сесть за стол переговоров с лидерами протестного движения, беспорядки в Стамбуле и других турецких городах не утихают. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган обвинил во всём еврейских финансистов, которые, мол, заинтересованы в расшатывании турецкой экономики, но эти заявления только подстегнули улицу, требующую отставки премьера.

Пожар на одной из баррикад возле площади Таксим
13 июня премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил ультиматум протестующим, потребовав в 24 часа освободить стамбульскую площадь Таксим. Однако в ночь на 14-е он встретился с представителями творческой интеллигенции, сформировавшими так называемую «Платформу солидарности Таксим» — мозговой центр протестного движения, потерявшего в схватках с силами безопасности четверых человек (погиб также один полицейский).
И хотя раньше Эрдоган заявлял, что площадь будет реконструирована в любом случае, в ходе ночной встречи было решено дождаться окончательного вердикта Административного суда Стамбула, временно приостановившего работы на Таксиме. Если суд решит, что строительству не бывать, власти откажутся от реконструкции. Если же выдаст разрешение на застройку, то правительство вначале проведет в Стамбуле референдум по этому вопросу, несмотря на то, что согласно законодательству, референдумы в таких случаях не проводятся. Наконец, Эрдоган пообещал провести расследование по каждому случаю неоправданного применения силы полицией. 
Пока шли переговоры в Анкаре (репортаж The New Times из турецкой столицы — в № 20 от 10 июня 2013 г.), в Стамбуле матери демонстрантов устроили живую цепь в поддержку своих детей, а чуть позже на Таксиме состоялся фортепьянный концерт.


А вечером 14-го на площади был митинг, на котором лидеры протеста рассказали о достигнутых договоренностях, которые, впрочем, не охладили толпу. В субботу вол второй половине дня началась зачистка. Полиция действовала жёстко: водомёты, слезоточивый газ, демонстрантов буквально смыли с площади, перекрыв все подступы к ней, но люди продолжали собираться в других районах, а также в других городах по всей стране.

Не важно, пойдёт ли протест на спад или нет, по мнению экспертов, Эрдоган потерял в этой истории гораздо больше. Кемалистская оппозиция не представляет для него серьезной угрозы — консервативный электорат боится возвращения к временам ущемления прав верующих и будет стоять за премьера горой. Что гораздо хуже для премьера, так это наметившийся раскол внутри самой правящей Партии справедливости и развития (ПСР). «В Турции в любой партии не принято критиковать лидера, а уж тем более никто не решался выступать против Эрдогана, — объяснил The New Times политолог из Анкары Рауф Миркадыров. — Однако в последние дни ряд видных депутатов ПСР осудили тон премьера». В числе выступивших на стороне защитников Таксима были бывший министр культуры Эртугрул Гюнай, а также депутат парламента от Измира Эрдал Калкан, написавший в своем твиттере: «Падишах, не будь надменным, есть Аллах, он выше тебя». 
В следующем году в Турции пройдут первые всеобщие президентские выборы (до этого глава государства избирался парламентом, но реальная власть была в руках премьера). Примет в них участие и Реджеп Тайип Эрдоган — он надеется либо через решение парламента, либо с помощью референдума изменить Конституцию, сделав Турцию президентской республикой. Однако если еще пару недель назад в победе Эрдогана на выборах мало кто сомневался, сегодня результаты уже не выглядят такими однозначными.
«Реальную конкуренцию Эрдогану может составить действующий президент Абдулла Гюль, — уверен Рауф Миркадыров, — он хоть и принадлежит к тому же исламистскому течению, во время протестов повел себя более примирительно». 
Грядущие выборы для Эрдогана, отбывающего на премьерском посту уже третий срок, не простая формальность. Законодательно количество премьерских сроков не ограничено. Однако в ПСР есть внутреннее правило: на должность премьера любой член партии выдвигается не больше трех раз. Правило это было бы несложно и отменить, но Эрдоган сам неоднократно заявлял, что не пойдет во главе партии на парламентские выборы в четвертый раз. И если революция на Таксиме помешает-таки Эрдогану занять президентское кресло, то ему придется и вовсе уйти из большой политики.
фотографии: Reuters, AFP/ East News, Oren Ziv