"Активистов попытались сбросить со стены в море с помощью водометов
Этический стандарт жизни привел финскую экоактивистку Сини Саарела в мурманскую тюрьму
В прошедшую субботу в столице Финляндии прошла крупная демонстрация в поддержку арестованных членов экипажа судна Arctic Sunrise, в числе которых - гражданка Финляндии, активист "Гринпис" Сини Саарела. В демонстрации приняло участие около полутора тысяч человек, люди прошли через центр города, блокировав движение транспорта, от здания Парламента к Посольству Российской Федерации
В прошедшую субботу в столице Финляндии прошла крупная демонстрация в поддержку арестованных членов экипажа судна Arctic Sunrise, в числе которых - гражданка Финляндии, активист "Гринпис" Сини Саарела.В демонстрации приняло участие около полутора тысяч человек, люди прошли через центр города, блокировав движение транспорта, — от здания Парламента к Посольству Российской Федерации. Нам удалось пообщаться с коллегами и друзьями девушки, попытавшись разобраться, что именно привело её на платформу “Приразломная”.
История Arctic Sunrise всколыхнула социальную жизнь страны, спровоцировав противоречивые заявления политиков и должностных лиц. Хейди Хаутала, действующий министр Международного развития, член партии "Зеленых", назвала факт привлечения активистов по статье "Пиратство" "очевидным преувеличением" и выразила свою личную поддержку Сини и остальным арестованным. Более резким было заявление представителя Финляндии в Европарламенте Сату Хасси:
"Сравнить с пиратами активистов, принимавших участие в протесте, в котором не применяется насилие — это абсурд. Это показывает, как брутально власти России относятся к гражданскому обществу. Пираты, скорее, Путин и Газпром," — прокомментировала она ситуацию в интервью газете "Хелсингин Саномат".
При этом президент Финляндии Саули Ниинисто, представитель право-центристской партии "Кокоомус", был гораздо более сдержан в оценках:
"Я понимаю, что сейчас многие хотели бы, чтобы я обратился к России и сказал, что их правовая практика ошибочна. Я не думаю, что от этого была бы какая-то польза. Нужно иметь в виду, что и нам бы не понравилось, если бы посторонние указывали нам, как трактовать наши законы," — сказал он в интервью телеканалу Yle.

Шествие в Хельсинки 5 октября 2013 фото - Петр Силаев
Своеобразным ответом на позицию президента стало субботнее шествие, собравшее неожиданно большое для Финляндии количество участников. К демонстрации присоединились не только экологи, но и простые горожане, шокированные решением мурманского суда о двухмесячном аресте Сини.
"Финляндии надо смелее выразить свое мнение," — считает Вейкко, инструктор по йоге и журналист-внештатник. — "Я очень уважаю людей, которые смело действуют по своим убеждениям, и мне кажется, Сини осознанно шла на этот риск".
В толпе многие — личные друзья девушки. "Сини — крестная мать моего ребенка," — говорит с трибуны у музея Современного искусства Тапио Лааксо, координатор программ "Гринпис" в Финляндии. — Для меня — большая честь работать с ней все эти годы. Она посвятила всю свою жизнь защите этой планеты и природы — в ее характере есть много схожих черт с Питером Уиллкоксом, героическим капитаном корабля "Rainbow Warrior" (флагман "Гринпис", взорванный в результате диверсии французской разведки в 1985 году, на борту погиб фотограф Фернандо Перейра — прим. ред.). Сегодня Питер тоже находится под арестом в Мурманске".
Сини Саарела 31 год, из них девять лет она принимает участие в радикальном экологическом движении. Ее специальность в Университете Хельсинки — морская биология, до поступления она работала воспитательницей детского сада и шесть лет занималась профессиональным альпинизмом. Этот навык делает ее незаменимым участником акций "Гринпис". В 2007 году она в составе группы из пяти человек поднялась на кран строящейся атомной электростанции в Олкилуото, Финляндия, и провела там 5 дней в знак протеста против развития атомной энергетики в стране.

Сини Саарела (слева), 2007 год. greenpeace finland
Сини Саарела: "Я не слишком волновалась тогда о том, что подвергнусь радиационному излучению — для питья мы использовали дождевую воду. Строительство на станции Олкилуото-3 тогда только начиналось, и у меня сложилось впечатление, что и муравьиная куча выглядит гораздо организованнее. Необходимо признать строительство атомных электростанций в Финляндии небезопасным. Впрочем, оно небезопасно везде. Когда мне было пять лет, взорвался реактор в Чернобыле. Я еще не понимала, что произошло, но страх перед опасностями атомной энергетики остался со мной. Я совершенно обычный человек, но считаю, что просто голосовать раз в четыре года — недостаточно для того, чтобы повлиять на ситуацию". (Greenpeace Finland)
Во время несостоявшейся акции на платформе "Приразломная", Сини снова должна была играть ключевую роль — в ее задачу входило подняться с помощью альпинистского снаряжения по стене конструкции на высоту 30-40 метров и монтировать там жилую капсулу, весом более 500 килограммов. В ней активисты планировали закрыться, парализовав работу бурильной установки. В результате, именно Сини стала объектом атаки Федеральной Пограничной службы ФСБ РФ, когда были произведены несколько залпов из автоматического оружия, а сама она оказалась в ледяной воде Печорского моря.
Выбор хрупкой девушки, принципиального вегана, для выполнения такой сложной миссии, был неслучаен - Сини уже имела опыт подъема на "Приразломную". В августе 2012 года она была в числе активистов "Гринпис", которые точно так же, достигли платформы на моторной лодке, поднялись по стене на достаточную высоту и растянули баннеры против разработки полярного шельфа. Ее подруга Май Кивела вспоминает:
"Год назад это тоже было ужасно — активистов попытались сбросить со стены в море с помощью водометов. Потом приехали пограничники и всех арестовали, в том числе исполнительного директора "Гринпис Интернейшнл" Куми Найду и Сини вместе с ним. Их тогда доставили на берег, но быстро отпустили, я не уверена, что они должны были даже оплатить какой-то штраф. Кампания была удачной — нам тогда удалось привлечь внимание к тому, что у "Газпрома" нет в действительности никакого плана на случай минимального разлива нефти, и бурение пробных скважин было отложено на год".

Акция “Гринпис” у платформы “Приразломная”, 2012 год. greenpeace finland
Возвращение активистов на "Приразломную" было так же неотвратимо, как и возобновление нефтедобычи на ней.
"Почему я снова здесь, несмотря на все то, что с нами делали в прошлом году?" — пишет Сини в своем блоге 18 сентября, за несколько часов до ареста. — Потому что я знаю, что мои действия имеют значение, ведь я здесь представляю те 4 миллиона человек, что поставили свои подписи под петицией о запрете бурения в Арктике. Пока я пишу это, мы проходим мимо "Приразломной" — она настолько гигантская, что ее хорошо видно даже отсюда, за 20 километров. Рядом с ней стоят два вспомогательных судна, а также за нами до сих пор следует судно береговой охраны — уже больше суток. Я не знаю, насколько успешной будет наша акция и сможем ли мы осуществить наши планы. В любом случае, это будет нелегко с такой "приемной комиссией".

Полутонная капсула, которую Сини должна была подвесить к стене платформы. greenpeace finland
"Сини — очень опытный активист, она знала, на что шла, — считает другая ее подруга, Лаура. — Это была осознанная жертва. Абсурдность суда над ней теперь выставит на всеобщее обозрение и абсурдностью арктической нефтедобычи — низкорентабельной и неискоренимо опасной".
Президент Саули Ниинисто согласен с ней в том, что девушка представляла себе возможный исход дела.
"Они хотели привлечь своей акцией наибольшее количество общественного внимания, но сделали это таким образом, что нарушили российский закон," — продолжает он в интервью Yle.
Тем не менее, он надеется, что у активистов хорошие адвокаты, и уверен, что консульский отдел в Мурманске оказывает Сини всю возможную поддержку. Участники демонстрации в субботу, вероятно, хотели бы услышать нечто более определенное от главы государства. "Мы надеемся, что президент обсудил тему освобождения Сини в личной беседе с Путиным во время Арктического форума в Салехарде, — предполагает Тапио Лааксо. — В политике сложно сказать, как сделать так, чтобы не навредить".
Впрочем, у активистов есть основания опасаться за принципиальность президента Ниинисто в вопросах, касающихся российских энергоресурсов. Общеизвестно, что российские компании играют огромную роль на рынке Финляндии. В частности, группе "Лукойл" после покупки сети Teboil принадлежит 30 процентов автозаправок страны, а "Газпром", против которого была направлена миссия Arctic Sunrise, владеет 25 процентами государственной газовой монополии "Gasum Oy". Не менее настораживает то, что руководство Финляндии, судя по всему, не собирается предпринимать настолько же решительных мер, как правительство Голландии, подавшее иск на российскую пограничную службу в Международный трибунал ООН по морскому праву.
Складывается впечатление, что сложная ситуация, в которую попал экипаж Arctic Sunrise может стать очередным полем для выяснения внутренних отношений между европейскими политическими силами. В то время как лево-центристы (в лице социал-демократов и “зеленых”), скорее всего, будут продолжать использовать наступательную полемику в отношении нарушений прав человека в России, среди правых политиков, представляющих интересы крупного бизнеса, становится хорошим тоном аккуратно поддерживать “консервативный подход” российских властей. Ответный сигнал недвусмыслинен: на форуме “Россия Зовет!” президент Владимир Путин снова и снова говорит о стабильности, которую предлагает сотрудничество с Россией иностранным инвесторам. Стабильности, которую не может омрачить излишняя социальная активность населения или отдельных граждан.
По решению суда Сини пробудет под арестом еще, как минимум, до конца ноября. Друзья и коллеги пытаются передать ей в СИЗО медикаменты и витамины. "В тех письмах от нее, которые я получила, — говорит ее подруга Май, — описываются очень суровые условия. Этот человек, конечно, ни в коем случае не должен сидеть в тюрьме, но она обладает достаточной стойкостью, чтобы перенести это. Вы спрашиваете меня о том, почему Сини стала веганом? Это просто имеет отношение к норме ее поведения, к очень высокому этическому стандарту жизни этого человека".
Петр СИЛАЕВ, Анна КЕХОНЕН,
специально для «Новой»,
Хельсинки