Спецрасследование: Цена здоровья

Ничего личного - просто бизнес. Делать деньги врач может и в бесплатной медицине. Нужно только правильно выписывать рецепты. Как организовано сотрудничество фармацевтических компаний и медиков?
Марина Фёдоровна пришла за лекарством от аллергии. То, которое выписал терапевт, стоит более шестисот рублей. Таких денег у неё не оказалось, и она спросила совета фармацевта, есть ли похожий препарат, но дешевле?
Марина Кечина, жительница Красноярска: «Она говорит: «Да, есть». Где-то около 55-ти или 60-ти рублей. Ну, вот скажите, а почему мне терапевт не выписала такое лекарство? Зная, что я - пенсионер, и другого у меня нет заработка. Вот объясните, почему так?»
Те, кто часто покупает лекарства, знают, это практика распространённая. Врач выписывает лекарство определённой компании, та благодарит его рублём. Сергей - хирург молодой, и пока таких предложений от фарминдустрии или импортёров не получал. Однако, уже успел познакомиться с этим механизмом. Когда Сергей был в кабинете у коллеги, зашла представительница одной из компаний.
Сергей, житель Красноярска: «Она приходит, знаете, как «Кока-Колу» пополняют. Вот также пополнила. Есть такие девушки, которые вот так ходят и бонусы предлагают за лекарство, чтобы дороже выписывали. Врачам бонусы идут».
Врачу, по идее, нужно вылечить пациента, фарминдустрии - продать лекарства подороже. Чья цель для медицины в рыночном мире важнее, понять несложно: кто платит, тот и заказывает
Врач Михаил Требин сотрудничество медиков с фармацевтами считает вынужденным, а часто - оправданным. Аналоги бывают дёшевы из-за гораздо более низкого качества. Но, всё-таки, уверен, что в целом рыночные отношения ведут медицину в тупик.
Михаил Требин, врач: «С точки зрения этики это, конечно, неприемлемо, но есть мировые тенденции, которые, к сожалению, приходят к нам. В той же Америке каждое лечебное учреждение работает с конкретными производителями и имеет с этого деньги. В Японии тоже невозможно купить никакую таблетку в аптеке, пока врач тебе не выпишет рецепт и получит с этого рецепта деньги. Это бизнес, это бизнес. Он нужный, и всегда будет обоснован: под него будет подведена какая-то научная база. Но это - бизнес».
России до американской практики ещё далеко. И государство часто нас уверяет, что не допустит легализации сговора между врачами и фармацевтами.
Владимир Путин, президент России: «Недопустима ситуация, когда фармацевтические концерны доплачивают врачам за то, что они выписывают пациентам производимые ими препараты, спонсируют корпоративные мероприятия, разного рода семинары с выездом на теплые моря».
Этим словам - четыре года. Столько времени потребовалось чиновникам, чтобы внять словам президента и признать: проблема есть. Вступил в силу приказ Минздрава о правилах выписки лекарств. Отныне врач должен назначать не конкретный препарат, а так называемое действующее вещество. Или, иначе, международное непатентованное название. То есть не аспирин, а ацетилсалициловую кислоту. А фармацевт в аптеке предложит покупателю набор препаратов, куда эта кислота входит. Вот только, есть в приказе две оговорки. В случае отсутствия непатентованного наименования, а также по индивидуальным показателям пациента можно выписать лекарство и по торговому названию. А использовать такие лазейки бизнес умеет.