Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Тюрьма и около: дайджест СМИ (4—9 декабря 2013 года)

изменения

Президент Владимир Путин внес в Госдуму проект амнистии, приуроченной к 20-летию российской Конституции. Документ опубликован на сайте Кремля.

“Газета.ру”, 9 декабря

“Из фигурантов резонансных дел амнистировать предполагается Pussy Riot, экологов с Arctic Sunrise, а также нескольких фигурантов «болотного дела», которым вменяется ч. 2 и ч. 3 ст. 212 «Массовые беспорядки». <...> Алексей Навальный и Михаил Ходорковский [в отличие от первоначального варианта, подготовленного СПЧ] под амнистию не подпадают”.

Амнистия распространяется на осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, беременных женщин, людей старше 60 лет, инвалидов II и II групп, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений ФСИН и иных лиц, «принимавшие участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества».

Комитет против пыток и ассоциация “Агора” выступили с совместным заявлением против амнистии осужденных за пытки

Сайт Комитета против пыток, 10 декабря

“В записке сотрудники органов внутренних дел, принимавшие участие в боевых действиях, выделены в отдельную категорию лиц, подлежащих амнистии. При этом в список составов преступлений, к совершившим которые амнистия не применяется, не входит превышение должностных полномочий с применением насилия (ч.3 ст.286 УК РФ). Чаще всего по такой статье квалифицируются преступления, совершенные офицерами органов внутренних дел в отношении подследственных, а также офицерами вооруженных сил в отношении младших по званию военнослужащих. Подобные преступления отнесены законом к категории тяжких. <...> Предлагаем Государственной Думе РФ при рассмотрении проекта постановления об амнистии дополнить перечень составов преступлений, исключенных из нее, ч. 3 ст. 286 УК РФ”.

“Газета.ру”, 9 декабря

“Отдельным пунктом в проекте амнистии прописано, что от наказания освобождаются лица, подследственные и осужденные по ч. 2 и ч. 3 ст. 212 (массовые беспорядки), ст. 213 (хулиганство) и ч. 1 ст. 264 (нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкий вред здоровью). <...> По данным ФСИН, по ст. 212 ч. 2 и ч. 3 в местах лишения свободы находятся 38 человек”, в том числе восемб фигурантов “болотного дела”. При этом “на тех фигурантов «болотного дела», которым, кроме ст. 212, инкриминируется также ст. 318 ч. 1 (применение насилия в отношении представителя власти), амнистия не распространяется. <...> По данным ФСИН, всего по ст. 213 в настоящее время осуждены и находятся под следствием порядка 800 человек”.

“Глава межрегиональной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков отмечает одно существенное противоречие: «Cтатьи 213 ч. 2 и 212 ч. 2 – это тяжкие преступления. По ним предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы до десяти лет. Статья 318 ч. 1 относится к категории средней тяжести”.

Slon.ru, 9 декабря

“Между тем вице-спикер Госдумы Владимир Васильев заявил, что под амнистию попадают все-таки 25 тысяч человек, а не 20–22 тысячи, как указано в «Известиях». По его словам, освободятся от наказания, не связанного с лишением свободы, до 17,5 тыс. человек, из тюрем и колоний выйдет около 1300 человек”.

ФСИН подняла вопрос о мерах по борьбе с религиозным радикализмом в тюрьмах

“Известия”, 6 декабря

“Согласно новой редакции Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, подготовленной Минюстом совместно с ФСИН, под официальный запрет на получение, хранение и распространение заключенными попала литература, пропагандирующая войну, революции и разжигание национальной и религиозной вражды. “В последнее время случаи возникновения экстремизма и радикализма во ФСИН участились, а поскольку перевоспитание заключенных — одна из главнейших задач системы, то искоренение массовых прецедентов данного явления ставится также во главу угла, — пояснил «Известиям» зампред Общественного совета при ГУ МВД РФ по городу Москве Антон Цветков””.

“Независимая газета”, 9 декабря

Ведомство “жалуется на контингент мест заключения: осужденные религиозные экстремисты, которых становится все больше, пагубно влияют на сокамерников. Не удается взять под контроль и поступающий в тюрьмы поток агитационной религиозной литературы.

Поэтому сотрудники исправительных учреждений решили привлечь к работе с заключенными общественные организации и государственные структуры. <...> Раньше проблему ФСИН решала приглашением в места заключения представителей духовенства, открытием храмов и мечетей при тюрьмах. Со временем этих мер оказалось недостаточно. <...> Для профилактики радикализма в учреждениях проводится индивидуальная работа. Заключенных, подозреваемых в распространении радикальных идей, начали ставить на учет”.

ФСИН предложили выделить категорию незначительных преступлений, предусматривающих смягченное наказание

“Российская газета”, 10 декабря

“Чтобы подобные ошибки не ломали человеку жизнь, закон иногда позволяет закрывать дело, ограничившись строгим предупреждением. <...> Эксперты Международного форума, который прошел на базе академии ФСИН России в Рязани, предложили три критерия. Первое: потерпевший не настаивает на привлечении виновного к уголовной ответственности. Второе: у преступления нет тяжких или необратимых последствий. Третье: виновный заглаживает причиненный вред”.

Введение принудительных работ отложили до 2017 года

ИТАР-ТАСС, 7 декабря

“Правительство РФ внесло в субботу в Госдуму законопроект, предусматривающий введение с 1 января 2017 года нового вида уголовного наказания - принудительных работ. Согласно действующему законодательству, данный вид наказания должен был применяться уже с 1 января 2014 года. Однако, как подчеркивается в пояснительной записке, в результате проработки данного вопроса Минюстом РФ совместно с ФСИН РФ был сделан вывод, что "применение уголовного наказания в виде принудительных работ с 1 января 2014 года без выделения дополнительных бюджетных ассигнований не представляется возможным". Планируется, что при принудительных работах осужденный будет направляться в исправительный центр, где должен работать в течение определенного срока, находясь фактически на свободе. Также новый вид наказание может заменить условно-досрочное освобождение. Принудительные работы будут назначаться только за преступления небольшой и средней тяжести или за тяжкое преступление, совершенное впервые. Определенная доля средств, заработанных осужденным, будет перечисляться в бюджет”.