Судебная система: дайджест СМИ (10—15 января)
система
Верховный суд разъяснил вопрос о принесении извинений реабилитированному
«Российская газета», 14 января:
«По постановлению судьи [Красноярского] краевого суда слова извинения от имени государства должен был произнести заместитель Генерального прокурора по Сибирскому федеральному округу. Подобного никогда не было, поэтому прокуратура с таким решением краевого судьи не согласилась. Но вышестоящая инстанция - Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ это постановление оставила без изменения. Тогда заместитель Генерального прокурора в своем надзорном представлении попросил еще более высокую инстанцию - Президиум ВС, об изменении судебных решений. В частности, об исключении указания о возложении на заместителя Генерального прокурора РФ по Сибирскому федеральному округу обязанность извиниться от имени государства. <…> Президиум Верховного суд заметил - суд вообще не должен конкретизировать, кто именно из прокуроров должен произнести слова извинения. Потому как в статьях закона такая обязанность прописана и без мнения судьи. Вот если прокурорский работник нарушит закон и не станет произносить слова извинения, то его бездействие надо обжаловать в суд. Из всего сказанного Президиум Верховного суда делает вывод - указание суда о том, что извиняться должен тот, кто утверждал обвинительное заключение, просто противоречит Уголовно-процессуальному кодексу».
Дума отклонила проект поправок в КоАП о штрафах для чиновников, игнорирующих адвокатские запросы
«Согласно законопроекту, в КоАП должна была появиться статья 19.35, санкции которой предусматривали бы штраф в 3-5 тыс. рублей для чиновников и 10-30 тыс. рублей для органов госвласти и организаций, затянувших или вовсе не ответивших на запрос адвоката. А за предоставление "недостоверных сведений либо подложных документов" предлагался штраф в 10 тыс. рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тыс. рублей. Как объясняли авторы проекта, депутаты от ЛДПР Иван Сухарев и Александр Кропачев, должностные лица различных органов и организаций часто не предоставляют адвокатам запрашиваемую информацию, либо дают ее в неполном или искаженном виде. Ответы на свои письма защитникам приходится ждать неоправданно долго. "Нарушение права адвоката на своевременное получение сведений и документов существенно снижает качество оказания квалифицированной юрпомощи и <…> может повлечь нарушение конституционных прав граждан на судебную защиту", — говорилось в пояснительной записке к проекту. Однако судьба документа изначально была предрешена, поскольку ранее правительство уже настояло на отклонении аналогичного законопроекта заксобрания Красноярского края. Юристы правительства сочли, что в действующем законодательстве уже предусмотрены санкции и механизм привлечения к ответственности чиновников, которые нарушают правила работы с обращениями граждан. Так, действующая статья 15 закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" устанавливает, что лица, нарушающие установленный порядка рассмотрения обращений, несут ответственность по статье 5.39 КоАП РФ в виде штрафа от 1 до 3 тыс. рублей».
изменения
Минюст предлагает создать особо защищенные суды — «цитадели правосудия»
«Минюст России предлагает создать в России "цитадели правосудия" — особые места для рассмотрения самых сложных уголовных дел в максимально безопасных условиях. Это предусматривается проектом госпрограммы "Юстиция" на 2014-2020 годы, разработанной министерством. В ведомстве считают, что создание особо защищенных мест повысит уровень безопасности отправления правосудия, в первую очередь, при проведении социально значимых судебных процессов, а также станет продолжением действующей в настоящее время системы защиты свидетелей. "Цитадели правосудия" должны будут обеспечить безопасность не только судей и участников судебного процесса, но и самого здания правосудия. Поэтому планировка зданий судов должна будет учитывать необходимость обеспечения ФССП России безопасности, а также суды будут оснащаться современными средствами технической охраны и сигнализации. При этом для повышения уровня безопасности не понадобится постоянное увеличение штатной численности судебных приставов».
Государственные правозащитники хотят исключать судей из квалификационных коллегий
«Независимая газета», 15 января:
«Как стало известно «НГ», представители президентского Совета по правам человека (СПЧ) и Совета по развитию общественного контроля (СРОК) при Госдуме готовят проект кардинальной «перезагрузки» судебной системы. Начать ее планируют с исключения судей из квалификационных коллегий. Также правозащитники будут требовать от Совета Федерации переоценки критериев по подбору кандидатов в состав коллегий. По словам руководителя СРОКа Владимира Осечкина, сейчас количество жалоб на судей растет. В правозащитные организации обращаются лица, возмущенные то шаблонностью судебных решений, то многочисленными нарушениями их процессуальных прав и т.д. «По идее всеми этими вопросами наряду с назначениями судей должны заниматься в ККС. Но большая его часть состоит из действующих судей, которые вряд ли захотят принимать меры в отношении коллег. Это парализует работу всей системы. Поэтому мы считаем, что большая часть состава должна в будущем состоять из представителей общественных палат, наблюдательных комиссий, правозащитников и журналистов», – рассказал Осечкин».
практика
Парализованного заключенного на выездной сессии приговорили к шести годам лишения свободы
«Тверской суд Москвы приговорил к шести годам колонии за мошенничество в особо крупном размере московского аудитора Владимира Топехина. Приговор оглашался в необычных условиях — на выездной сессии в СИЗО "Матросская Тишина",— поскольку у подсудимого через некоторое время после автомобильной аварии парализовало нижнюю часть тела. Адвокат осужденного обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), считая, что в условиях лишения свободы существует угроза жизни для ее подзащитного. В Тверском суде сослались на заключение врачей, решивших, что болезнь не препятствовала участию подсудимого в процессе, и даже заподозривших, что аудитор может симулировать. Как рассказала "Ъ" адвокат осужденного Светлана Сидоркина, Владимир Топехин был взят под стражу в середине июля 2013 года. "В августе он неудачно упал в камере и ударился позвоночником об пол. После этого у него сначала отнялась одна нога, а затем и вся нижняя часть тела,— рассказала госпожа Сидоркина.— Дело в том, что еще в 2008 году Топехин, катаясь на мотоцикле в Чехии, получил тяжкую травму позвоночника, а в январе 2013 года мой подзащитный попал в новое ДТП. А поскольку в СИЗО ему не оказали после падения надлежащего ухода, у Владимира Топехина и наступил паралич"».
«Российская судебная система — это сервис, который умеет быть очень навязчивым. Как показывает дело Сергея Магнитского, исключения не делают даже для мертвых. Как не делают их и для обвиняемых, прикованных к больничной койке. Впрочем, что говорить о какой-то «системе». Вот есть конкретная судья Тверского районного суда Москвы Татьяна Неверова. Некоторое время назад она оправдала тюремных медиков, которых обвиняли в причастности к смерти Магнитского в СИЗО «Матросская Тишина». А в понедельник сама провела целый день в СИЗО «Матросская Тишина», где содержится обвиняемый Владимир Топехин. Его не могут доставить в суд, потому что в Москве пока нет автозаков для парализованных граждан. Поэтому судья Неверова приехала лично и в течение всего одного заседания рассмотрела дело по существу и вынесла приговор — 6 лет колонии общего режима. Владимир Топехин обвинялся по классической для предпринимателей ч. 4 ст. 159 УК РФ — «Мошенничество в особо крупных размерах». Нет, пожалуй, никакого смысла углубляться в фабулу обвинения, а также пытаться самостоятельно ответить на вопрос, виновен ли Топехин или нет. Очевидно, что он обвиняется в совершении ненасильственного преступления, степень общественной опасности которого никак не может быть соотнесена с шестью годами, проведенными одновременно на больничной койке и в заключении. В СИЗО Топехин оказался в июле 2013 года, возможность самостоятельно передвигаться утратил чуть позже — сказались последствия перенесенной на воле автомобильной аварии и условия содержания (подробности — в комментарии адвоката). Это не мешало суду продлевать срок заключения под стражей. Ну как обычно бывает: может скрыться от следствия, уничтожить улики, продолжить заниматься преступной деятельностью…»
блог Анны Каретниковой, 15 января:
«И у общественных наблюдателей еще пара риторических вопросов к судье Неверовой.
Должна ли судья в компании с прокурором и секретарем судебного заседания в перерыве заседания, когда подсудимому делают обезболивающий укол, приглашать в отдельный кабинет (пусть и не в совещательную) потерпевшего и свидетелей, и там с ними хохотать и обсуждать что-то? Хм. У кабинета - стеклянная дверь. Это всё выглядело настолько странно, что мы вынуждены были обсудить эту ситуацию. Я с детства работала в суде, видела разное, но как-то всё же некую грань переходить не нужно. У нас присяжных исключают из коллегии за то, что они спросили у свидетелей номер кабинета. Мне эта ситуация непонятна. Это - демонстрация какая-то? Хорошо, мы приняли ее к сведению, знайте о ней и вы. Я полагала, что суд должен быть бепристрастен. Можно ли всё же принять решение и вынести приговор за 10-15 минут, то есть время, которого не хватит даже на то, чтоб ни о чем не думая, три страницы на компьютере набить? Приговор действительно был заготовлен заранее и принесен с собой?»
«Европейский суд по правам человека взялся за дело парализованного Владимира Топехина, находящегося под арестом в СИЗО. Страсбург запросил у российского правительства информацию о состоянии его здоровья, условиях содержания и объеме получаемой им медпомощи. Адвокат ранее обратился в ЕСПЧ с просьбой содействовать немедленному освобождению Топехина из-под стражи и проведению медосвидетельствования. Дело парализованного заключенного, 31-летнего Владимира Топехина, находящегося в столичном следственном изоляторе «Матросская Тишина», привлекло внимание Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). В среду его адвокат Светлана Сидоркина получила ответ из Страсбурга, в котором суд сообщил о предпринятых шагах. ЕСПЧ обязал правительство России предоставить информацию о состоянии здоровья Топехина, условиях его содержания под стражей и об объеме медицинской помощи, которую он в настоящее время получает. В ЕСПЧ Сидоркина обратилась 14 декабря, а уже 17-го секретариат суда зарегистрировал жалобу, присвоив ей номер».
Отобраны новые присяжные для рассмотрения дела Анны Политковской
«Мосгорсуд отобрал новую коллегию присяжных по делу об убийстве журналистки Анны Политковской. Об этом 14 января сообщает агентство «Интерфакс». Предыдущая коллегия была распущена 14 ноября 2013 года. Это решение было принято после того, как трое присяжных вышли из коллегии в связи с состоянием здоровья и из-за профессиональной занятости. Прокурор и судья согласились, что в урезанном составе коллегия не может продолжать рассмотрение дела. Именно с отбором новой коллегии присяжных адвокат подсудимых Мурад Мусаев связал обыск, проведенный в его доме 13 января. Обыск проводился в рамках дела о подкупе свидетелей и угрозах присяжным по делу об убийстве Юрия Буданова (Мусаев защищал обвиняемого в убийстве)».
Илья Фарбер вышел на свободу
«Сельский учитель и художник Илья Фарбер, осужденный ранее на три года за «получение взятки» от субподрядчика при ремонте дома культуры в Тверской области, сегодня наконец-то покинул стены СИЗО г. Твери, где в общей сложности провел 2 года и 4 месяца. Напомним, дело Фарбера вызвало общественный резонанс из-за сомнительного характера доказательной базы и антисемитских высказываний, звучавших во время процесса со стороны прокурора. Возле тюрьмы Илью встречали сын Петр, друзья и родные. 31 декабря 2013 года Московский районный суд Твери удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Фарбера. Ходатайство поддержали прокурор и администрация СИЗО. А незадолго до этого, 11 декабря, Тверской областной суд сократил приговор Фарберу с 7 до 3 лет колонии строгого режима и штрафа в 3 миллиона рублей».