Дата
Автор
Ольга Гладышева, Екатерина Проворная
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Соль земли столичной

Чем и как посыпают наши улицы

Чем и как посыпают наши улицы

11 февраля в Андорре-ла-Велье завершилась международная конференция, посвященная вопросам зимней обработки дорог. В ходе обсуждений участники пришли к выводу: самые продвинутые противогололедные технологии применяются… в Москве. Формиаты, входящие в состав используемых в столице реагентов, снижают коррозийную активность к металлу. Неужели правда? А как же съеденные «химией» ботинки и несчастные животные, страдающие от жгучего асфальта? Чтобы выяснить, чем же посыпают столичные улицы, «Новая» провела собственное расследование, отдав на экспертизу противогололедный препарат, рассыпанный на улице.

На самом деле «солить» столицу давно перестали. Кандидат химических наук, руководитель химико-экологического центра «ЭХО» Михаил Рейнов рассказал, что сейчас хлорид натрия (поваренную соль) используют только бедные регионы страны. В Москве применяются многокомпонентные реагенты на основе хлоридов, формиатов и ацетатов.

— Есть такое понятие — «синергетический эффект». Это когда компоненты смеси усиливают действие друг друга. Вот производители и экспериментируют, подбирая смеси хлоридов кальция, натрия, формиатов калия, натрия, добавляют биофильные компоненты (мочевина, хлорид калия), чтобы найти состав, оптимальный по цене, эффективности и воздействию на окружающую среду, — поясняет Рейнов. (см. табл.).

— В общем, вполне предсказуемая картина, — комментирует Михаил Рейнов результаты проведенной нами экспертизы. — Кажется сильно заниженным содержание формиата — его всего 3,34%. Наличие небольшого количества сульфата может быть примесью используемого реагента. Сульфат безобиден, вреда человеку и животным не приносит, а в таких малых количествах для почвы он угрозы тоже не представляет. Бишофит, он же хлорид магния, активно продается оптом и в розницу в качестве противогололедного реагента. И если анализируемая проба собиралась около какого-либо публичного здания — магазина, офисного центра и т.п., то не исключено, что территорию около этого здания периодически обрабатывают работники из этого здания купленным бишофитом, и поэтому незначительное количество вместе с грязью и снегом попало в образец. Мраморная крошка обязана быть на тротуарах, тут все правильно, именно мраморная, а не гранитная.

Но не все зависит от реагентов. Гораздо важнее, соблюдается ли технология зимней уборки улиц. Обработка территорий противогололедными реагентами регламентирована документом департамента ЖКХ Москвы «Технология зимней уборки», принятом в 2010 году.

В регламенте четко прописано, как и чем обрабатывать обледеневшие поверхности столичных дорог и тротуаров. В зависимости от температуры используются разные реагенты. Если на улице до -8, то дороги должны обрабатывать жидким реагентом. При морозе до -12 в ход идут комбинированные смеси. А в стужу применяют сильный реагент из смеси формиатов (кстати, именно формиаты, по мнению участников конференции в Андорре-ла-Велье, лучше и безопаснее всего спасают от гололедицы).

В сильные снегопады обрабатывать территорию необходимо после каждых 5 сантиметров выпавшего снега. Причем для обработки нужны специальные машины, оснащенные автоматической системой распределения вещества.

Если борьба с гололедицей идет согласно регламенту, основная масса реагентов должна в итоге оказываться на снегоплавильном пункте, а оставшаяся малая их часть не причинит вреда окружающей среде.

А вот с соблюдением технологии — большие проблемы. Например, на улицах столицы можно встретить грузовики, с которых сотрудники вручную разбрасывают реагенты. Так нарушается дозировка и равномерность распределения вещества. Дворники могут рассыпать сухую смесь даже во время оттепели и в совершенно произвольных количествах (справедливости ради: в «Технологии зимней уборки» не указаны нормативы, сколько реагента должно приходиться на квадратный метр дорожной поверхности). К тому же пропитанную реагентами снежную кашу далеко не всегда убирают вовремя — в итоге реагенты попадают в почву в избыточном количестве.

P.S.*Владельцы домашних животных уверены, что реагенты губительно сказываются на здоровье их питомцев. Это не совсем так: собаки страдают вовсе не от химических ожогов, вызываемых вредными смесями. Зимой животным скорее угрожают термические ожоги, возникающие из-за быстрых смен температур. Реагенты обладают большой теплопроводностью, и поэтому насыщенная ими жидкость, в которую превращается снег, быстро вбирает в себя тепло от лап домашних животных. В случае сильных заморозков такой стремительный теплообмен может вызывать ожоги на чувствительной коже собачьих лап.*

Заграничный опыт

С гололедицей в разных странах борются разными способами.

Песко-соляные смеси . Европейские дороги часто посыпают песко-соляными смесями. Минус песка в том, что он засоряет канализационные стоки. Кроме того, весной, в послегололедный период, от песка очень сложно очищать улицы, да и утилизация его обходится недешево.

Техническая соль . В некоторых странах улицы «солят» — только не поваренной, а технической солью. Технической солью пользуются, например, США. Но это один из самых вредных для окружающей среды способов борьбы с гололедицей — от техсоли портятся обувь и одежда, гниют железные конструкции и засоляются почвы. Вредность соли изготовители ПГР в России пытаются уравновесить другими компонентами, частично смягчающими воздействие хлорида натрия на окружающую среду.

Крошка . В некоторых странах Европы, где применение солей ограничено, дороги обрабатывают не реагентами, а каменной крошкой. Очень практично, например, поступают в Финляндии. Весной здесь собирают не стершийся в порошок гравий (делается это с помощью специальной техники, с виду похожей на большие пылесосы). Гравий промывают и хранят до следующей зимы, чтобы снова использовать на дорогах.

Подогрев дорог . В некоторых регионах Норвегии, например, вместо реагентов подогревают дороги. Под тротуарами и автомагистралями проложены теплокоммуникации — так снег не скапливается на дорогах и сразу тает. Дороги без «подогрева» обрабатывают кипятком с песком: горячая вода подтопляет лед, в то же время песчинки проникают сквозь ледяной покров к асфальту, а когда дорога снова замерзает, образуется пористая ледяная корка, поэтому на дорогах не скользко. В Японии «подогревается» большинство мостов. Несколько лет назад в России тоже планировалось в рамках программы «Инновационная дорога» проложить несколько тестовых дорог с подогревом. О результатах эксперимента пока не известно.

«Кнут и пряник» . В США с гололедицей борется не только спецтехника, но и местные жители с волонтерами. Они получают все необходимое оборудование в муниципалитетах, собирают снежно-соляную смесь и вывозят. Собранную «кашу» потом утилизируют специальные снегоплавильные машины. При этом в Америке и Канаде действует система штрафов за уклонение от уборки снега и льда. Если частная компания или владельцы частных домов не будут самостоятельно очищать близлежащие тротуары, то им грозит штраф в размере от $25–100. Также они обязаны оплатить лечение и возместить моральный ущерб человеку, если тот случайно поскользнется на территории, за которую отвечают частные лица.

Право на ответ