Дата
Автор
Екатерина Алябьева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Хотите инноваций? Вперед, в Мордовию


Сегодня Высшая школа экономики выпустила обновленный рейтинг инновационного развития регионов России (копия документа есть у Slon). Он составляется раз в два года на основе 36 показателей (о предыдущем выпуске рейтинга читайте здесь). Лидером, как и раньше, остается Москва. Но интересно, что с 2008 года несколько регионов-аутсайдеров рванули вверх, а многие традиционно сильные субъекты всерьез отстали.

В этом году Россия опустилась на четыре строчки в рейтинге инновационных стран агентства Bloomberg – теперь мы 18-е. И с учетом нашего экономического курса это неудивительно – в последние годы слово «инновации», столь любимое бывшим президентом Дмитрием Медведевым, все реже слышно от первых лиц. В прошлом году президент Владимир Путин прекратил финансирование инновационного центра «Сколково» из бюджета госкомпаний. А в начале 2014-го директор Курчатовского института Михаил Ковальчук объяснил участникам Гайдаровского форума, что сила России – в пашне, ягодах и грибах: «В отличие от любой развитой страны, которая не имеет ресурсов и идет по пути инновационной экономики, мы никогда не будем иметь такого типа экономику. Она нам просто не нужна, поскольку мы очень богаты».

В таких условиях прогресс конкретного региона все больше зависит от действий местной власти – к такому выводу пришли первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг и другие составители рейтинга. Они обращают внимание, что большинство субъектов развиваются неравномерно: одни показатели растут, другие падают. Поэтому особенно важно, чтобы региональная власть выявляла слабые звенья и поддерживала их в первую очередь.

Эксперты опираются на данные Росстата, бухгалтерской отчетности предприятий и другие открытые источники – учитываются главным образом затраты на научно-технические разработки и их результативность: количество научных статей в рецензируемых журналах, доля инновационных товаров и услуг в региональном производстве, сокращение затрат предприятий в результате модернизации технологий. Все данные – за 2012 год. На карте ниже различия в развитии регионов можно оценить по цвету: самые инновационные субъекты отмечены темно-зеленым.


Источник: рейтинг инновационного развития субъектов РФ (ВШЭ, Институт статистических исследований и экономики знаний, 2014 год)

Первая тройка после Москвы: Татарстан (по сравнению с 2008 и 2010 годами он поднялся на 9 позиций), Санкт-Петербург (потерял второе место) и Нижегородская область.

Тройка худших: Чечня (вечный аутсайдер с 2008 года), Калмыкия и Ингушетия.

Сильнее всех поднялись с 2008 года: Мордовия (сразу на 52 строчки – с 70-го на 18-е место), Камчатский край (+50, с 73-го на 23-е место), Магаданская (+37, на 21-е место) и Пензенская (+35, на 15-е место) области. Успех Мордовии впечатляет. Республика известна своими исправительными лагерями с экономически неэффективным трудом заключенных, а теперь продвигается в переработке нефти, модернизирует грузовые перевозки и открывает первое в России производство солнечных батарей. В реестре инновационных проектов Камчатского края половина – это усовершенствование орудий рыбной ловли, еще один предлагает конвертировать активность вулканов в производство электроэнергии. А Магадан, как Slon уже писал, – рекордсмен по количеству инновационных предприятий на душу населения.

Сильнее всех просели: Калининградская (–41, на 61-е место), Омская (–35, на 53-е место), Курганская (–34, на 50-е) области и Адыгея (–33, на 73-е). Калининграду блестящее будущее обещают уже много лет, но прорыва все нет. Губернатор области Николай Цуканов винит в этом завышенные по сравнению с остальной Россией тарифы на газ и таможенные барьеры. Той же тарифной кабалой объясняет неудачи своего региона и омский губернатор Виктор Назаров.