Главные новости Красноярска, страны и мира
Ни одного бранного слова. Депутаты Госдумы и во втором, и в третьем чтениях приняли закон о запрете мата в кино, литературе, театре, в теле- и радиоэфирах, на концертах, во время публичных выступлений... в общем, практически везде. На этой неделе моя коллега Екатерина Лукашенко вспоминала, как ещё наши современники пытались подвергнуть цензуре даже классические произведения. Об этом наш следующий сюжет.
Некоторые спектакли на театральных подмостках теперь показывать будет нельзя. Закон, запрещающий, в том числе, произносить бранные слова со сцены, депутаты уже приняли во всех чтениях. Как и многие, этот законопроект вызвал массу нареканий в обществе. Например, в театре, конечно, употребление ненормативной лексики в жизни не одобряют, но в спектакле для придания образности допускают. Да к тому же отказываться от современных постановок не хочется, а они пестрят нецензурными словами.
Диана ПЕРШАКОВА, заместитель директора по пиару Театра юного зрителя: «На сегодняшний день 80% наших авторов используют либо ненормативную лексику, либо жаргоны. И Театру юного зрителя в том числе приходится работать с такими пьесами, ставить. Это часть нашей жизни. Поэтому для художественного слова это важно».
Похожая ситуация и с песнями с «перчинкой». Исполнять их со сцены даже в караоке-баре, не говоря уже концертных залах, тоже нельзя. Иначе штраф. Вот этой молодой человек, как рядовой гражданин, заплатил бы - 2,5 тыс. рублей. А хозяин заведения - 50 тысяч.
Защищать русский мат взялся певец, в чьём творчестве нецензурная лексика не замечена. Николай Расторгуев к табуированным выражениям относится с патриотизмом. Говорит, что в творчестве бранное словцо может быть к месту. А вот контролирующим органам это понять сложно.
Николай РАСТОРГУЕВ, российский певец, общественный деятель: «Кто это будет решать? Запретить или нет. Что это за люди будут? Это будут такие ханжи сидеть. Совершенно неверные вещи могут туда попасть».
А главное, не ясно, какие слова считать ненормативной лексикой. Пока узаконенного определения этого понятия нет.
Екатерина ЛУКАШЕНКО, корреспондент: «Согласно официальному пояснению Роскомнадзора, к нецензурным относятся 4 общеизвестных слова на «х», «п», «б», «е». Между тем, словарь русского мата содержит более 5000 лексических единиц. В нашем случае определять относится то или иное слово к нецензурной брани или нет, будет независимая экспертиза. А на книгах, которые содержат ненормативную лексику, появится вот такая наклейка: «содержит нецензурную брань».
Наклейки появится и на дисках с кино и музыкой. А новые фильмы, в которых есть хоть одно бранное слово, и вовсе не попадут на экраны кинотеатров. Под жёстким контролем окажутся и любые публичные выступления.
Филологов огорчает, что под запретом могут оказаться и классики - Пушкин, Есенин, Маяковский. Ни для кого не секрет, что и великие не обходили стороной острые слова.
Игорь КИМ, профессор кафедры речевой коммуникации Института филологии и языковой коммуникации СФУ: «Он является мощным выразительным средством. Постоянное использование мата, конечно, ослабляет его эту силу. В высокой художественной литературе, несомненно, употребление таких слов не чрезмерно, а именно такое, в нужном месте, с точной, понятной, известной силой. Вот против этого я бы не возражал».
Творчество классическое и современное последнее время всё чаще подвергается нападкам. Например, сейчас красноярский активист обратился к депутатам Госдумы с просьбой запретить пропаганду алкоголя в кино, песнях и книгах. С особым подозрением автор идеи почему-то относится к фильмам Леонида Гайдая.
Дмитрий ДМИТРИЕВ, активист: «Это прямая пропаганда. И такой пропаганды очень много. Если мы на весы с одной стороны поставим какое-то литературное произведение, с другой стороны - жизни людей, то, я думаю, выбор очевиден. Если бы мы подкорректировали какие-то там произведения, убрав вот эти сцены, произведение хуже бы не стало».
А помните, как несколько лет назад под возрастной ценз попал детский злободневный мультик «Ну, погоди!». Главный герой - Волк - в некоторых сценах курит. Борцы с пропагандой решили, что такое показывать нельзя, и теперь полноценно мультфильм по телевизору можно посмотреть только после 11 вечера.
Другой детский мультик «Сказка о попе и работнике его Балде», оказывается, оскорблял чувства верущих. Его тоже пытались запретить.
На прошлой неделе подвергся цензуре фильм Эльдара Рязанова «Гараж». Сотрудники телеканала ТВЦ решили, что слово «хреновина», которое звучит в ленте, некорректно. И его просто заменили звуковым сигналом.
Такое буйство цензоров вызвало удивление у самого режиссера Эльдара Рязанова. Он отметил, что произошедшее граничит с идиотизмом. Получается, что современные российские цензоры даже переплюнули своих коллег советских врёмен. И сейчас это становится похоже на соревнование: в какое время цензура будет жёстче. С появлением этого законопроекта в счёте ведут наши современники.
Подробности в нашем сюжете.