Дата
Автор
Антон Титов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Долой импорт! Как России стать обувной державой


Об опасности зависимости от импорта в России говорят давно. Мы прочувствовали это, например, в 2008 году, когда из-за девальвации рубля резко взлетели цены на большинство товаров, ввозимых из-за рубежа. С тех пор был взят постепенный курс на импортозамещение, которое дается нелегко. Хотя некоторые результаты есть: по данным Федеральной таможенной службы, за первые два месяца 2014 года импорт товаров снизился по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 10,1%, до $40,7 млрд. Уменьшаются объемы ввоза машин и оборудования, автомобилей, фармацевтических товаров и т.д. Россия постепенно учится производить товары внутри страны, этому способствует и новый виток девальвации рубля.

Для обувной промышленности вопрос импортозамещения также весьма актуален – сейчас более 80% рынка приходится на импортную обувь. Рынок сильно зависит от колебаний курса рубля: по итогам первого полугодия стоимость обуви иностранного производства вырастет на 12–15%, такой же скачок может случиться и на коллекцию осень-зима 2014 года, если девальвация рубля продолжится. Это толкает вверх производство обуви в России (в 2013 году темпы роста составили более 10%), тем более что в 2009 году были отменены пошлины на ввоз промышленного оборудования для обувщиков и некоторые фабрики успели провести техперевооружение.

В России есть все условия для того, чтобы производить качественную обувь в среднеценовом сегменте, не конкурируя с дешевыми производителями Китая и высокой модой Италии. А объем этого сегмента – 200–220 млн пар обуви. Производить в России обувь этого сегмента не сложно, но придется решить очень важную проблему производства комплектующих. У нас практически не производят обувную кожу, подошвы, супинаторы и т.д. – все это приходится закупать за границей, а значит, цена все равно будет зависеть от валютного курса. Для обувного производства нужна кожа с тиснением, лакированная кожа, замша, велюровая кожа самых разных цветов. Нескольким российским кожевенным заводам просто не под силу закрыть потребности обувных фабрик в столь широком ассортименте. Поэтому с начала года из-за подорожания сырья себестоимость производства обуви выросла примерно на 10%.

Таких рисков можно избежать. Большинство компонентов обувного производства можно производить в России: материал для производства подошв – термоэластопласт – является продуктом нефтехимии, можно организовать производство кожи и тканей. Но все это требует специальных отраслевых программ развития.

И сейчас у России есть все шансы реанимировать собственное производство обуви. Во-первых, отрасль стоит на пороге тотального технического перевооружения. Новые технологии позволят отечественным производителям шагнуть через две ступени и даже опередить по технологиям Китай и Европу. Всего несколько лет назад появилось оборудование по автоматической раскройке и пошиву обуви, раньше эти операции выполнялись вручную. Сегодня один автоматический раскройный стол способен заменить работу 4–5 раскройщиков. Российские производители могут успеть сделать рывок вперед, так как еще далеко не все зарубежные фабрики, в том числе и в Китае, успели перейти на новую технологическую базу.

Техническое перевооружение позволит повысить производительность труда (минимум в два раза), увеличить объемы выпуска и улучшить качество готовой продукции. Автоматизация снизит долю заработной платы в себестоимости продукции, а это ключевой момент в конкуренции с импортом из Азии.

Во-вторых, легкая промышленность не сталкивается с таким кадровым голодом, как перед высокотехнологичными производствами. Если в машиностроении на подготовку инженерных кадров может уйти 5–7 лет, то в легкой промышленности, где технологические процессы проще, специалистов можно обучить за 2–3 года. Посмотрите на опыт того же Китая: современную обувную отрасль удалось создать с нуля за 15–20 лет.

В-третьих, в России есть огромный внутренний рынок: в среднеценовом сегменте вполне возможно конкурировать с импортными товарами по цене при сопоставимом качестве и дизайне. Российским производителям вполне реально отъесть 40% обувного рынка – как раз такова доля среднеценового сегмента, а его объем – около $12 млрд.

И у нас есть крупные обувные компании, которые обладают достаточными финансовыми ресурсами и готовы инвестировать в развитие. Некоторые из них уже модернизировали свои фабрики, кто-то только начинает эту работу. Так, в Новосибирской области есть высокотехнологичная фабрика S-TEP, которая производит обувь, по качеству не уступающую обуви Ecco, при этом она в два раза дешевле. Наша компания этой весной запустила трехлетнюю программу по модернизации фабрики в Новосибирске, мы вкладываем в это $20 млн. Уже тестируем новые автоматизированные раскройные системы, обучаем персонал. Если к процессу развития обувной промышленности подключится государство, которое инициирует реализацию отраслевой программы, будет предоставлять госгарантии на долгосрочные проекты по созданию базовых производств (кожи, гранул для подошв, меха и т.п.), обувная отрасль быстро двинется вперед.