Лев Додин о разбитых окнах
В жизни большого художника наступает тот период, когда он уже все понимает об этом мире и говорит о нем без громыхания молодости, по-стариковски тихо, чаще всего даже скудно и скупо. Так Ханеке снимает "Любовь", а Додин ставит "Враг народа". У обоих уже нет воодушевления от мира, они разочарованы и не питают иллюзий. Но благодаря своей мудрости не сосредотачиваются на ворчании. Они делятся со зрителем своими мыслями. И если нет рядом близкого человека, который рассказал бы о жизни, рядом есть большие и близкие художники.
В Малом драматическим всегда умели находить пьесы редкие, не заезженные, умные. "Враг народа" Ибсена – словно глоток свежего воздуха. Никто из ныне живущих не рассказал о современном человеке так, как это сделал Ибсен. Об одиночестве человека порядочного, о невозможности противостоять воле большинства.
Сергей Курышев – актер не самый ровный. Он не Игорь Иванов или Петр Семак, которые поражают сразу. У Курышева не все принимаешь, не сразу привыкаешь к его манере держаться на сцене и говорить. Но весь его путь, мне кажется, был затеян ради роли в этом спектакле. Потому что уверен, что это роль именно Курышева, никого другого. Именно его манера, речь, жесты – это манера, речь и жесты доктора Стокмана. Редкость, но в спектакле Додина много музыки. Музыка и воздушная сценография Александра Боровского делают этот спектакль красивым. Трагедия человека не кажется такой страшной, когда его окружает такой дом и такая музыка. Режиссер уверен, что в доме доктора Стокмана обязательно разобьют окна: люди не прощают, что кто-то порядочнее и чище их. Мне пока 29 лет, и я не так уверен по поводу разбитых окон, но благодаря спектаклю МДТ мне дальше будет легче жить с этим пониманием. Меня предупредили. И, как всегда в МДТ, показали, по какую сторону разбитых окон надо стоять.