Дата
Автор
Александр Чурсин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

По Берлину американские шпионы ходят парами

В Германии считают, что союзники так себя не ведут, но полагают, что есть проблемы и поважнее склок

Шпионы не ходят поодиночке, так сегодня наполовину иронично, наполовину с горьким сарказмом говорят в Берлине по поводу сенсационного выявления сразу двух подряд агентов американских спецслужб в государственных структурах Германии

Шпионы не ходят поодиночке, так сегодня наполовину иронично, наполовину с горьким сарказмом говорят в Берлине по поводу сенсационного выявления сразу двух подряд агентов американских спецслужб в государственных структурах Германии. Если в случае с сотрудником немецкой разведки (БНД), по собственной инициативе предложившем ЦРУ свои услуги, все более или менее ясно — он арестован и дает показания, то в отношении гражданского служащего министерства обороны ФРГ, который, по информации военной контрразведки, якобы был завербован американцами, официальные представители правоохранительных органов ограничиваются стандартной формулировкой — идет проверка. Сам подозреваемый после первого допроса, обысков на рабочем месте и по месту жительства остался на свободе.

В любом случае двойной шпионский скандал состоялся, словно по заказу, в нужное время и в нужном месте. Общественность Германии, с прошлого года взбудораженная разоблачениями Эдварда Сноудена: Агентство национальной безопасности США прослушивало канцлера Ангелу Меркель и других немецких политиков, а так же собирало персональную и личную информацию на миллионы граждан ФРГ, — теперь очень остро ставит вопрос: допустимы ли вообще такие действия в отношениях ближайших союзников? По мнению обозревателя Frankfurter Allgemeine Zeitung, шпионская деятельность американских спецслужб за друзьями на европейском континенте однозначно оказывает услугу противникам Запада.

Абстрагируясь от потенциальных пропагандистских выгод, которые постараются извлечь из сложившейся между Берлином и Вашингтоном напряженности заинтересованные в подобных скандалах стороны в разных частях света и, в частности, в Москве, следует обратить внимание на трансформацию позиции немецких правящих политических сил с момента появление первых сообщений о тотальных прослушках АНБ до нынешнего скандала с реальными шпионами.

В самом начале расследования деятельности АНБ, осенью прошлого года, канцлер Меркель, а за ней все ведущие действующие лица правящей коалиции, демонстрировали на публике сдержанную невозмутимость: избегали не только резких высказываний, но вообще каких-либо критических замечаний в адрес заокеанского союзника.

Складывалось впечатление, что случившееся хотели бы представить в качестве досадного недоразумения, которое лучше устранить без подогрева общественного мнения путем прямого диалога с Белым домом. Этот же подход просматривался в скрытном противодействии инициативе оппозиционных партий создать в бундестаге специальный комитет по расследованию деятельности АНБ, а Федеральная прокуратура Германии только в мае этого года, наконец-таки, согласилась начать расследовать дело о прослушивании мобильного телефона канцлера, оставив без внимания аналогичные действия американских спецслужб в отношении миллионов немцев.

Вашингтон оценил это как должное и кроме формальных обещаний не предпринял действенных мер по локализации ущерба отношениям с союзником.

Параллельно развивался процесс, который отчетливо проявился в ходе украинского кризиса. Именно Германия взяла на себя инициативу по поводу того, чтобы противоборствующие стороны начали прямой диалог друг с другом: канцлер ФРГ регулярно общалась по телефону с Москвой и Киевом, а немецкий министр иностранных дел Штайнмаейр организовал встречу глав внешнеполитических ведомств России и Украины.

Эти факты отражают давно созревшее стремление немецких политических кругов играть на международной арене более активную роль: если не первой скрипки, то, по крайней мере, равнозначного Вашингтону солиста. В этот же ряд становится и недавняя дискуссия, развернувшаяся по поводу высказывания президента ФРГ Гаука о том, что, возможно, настало время пересмотреть концепцию участия Германии в решение региональных вооруженных конфликтов в мире и смелее использовать в качестве миротворцев национальные вооруженные силы. Конечно, по этому поводу звучало много критики — все-таки в немецком обществе очень силен иммунитет против использования солдат бундесвера за рубежом, хотя опыт уже есть, например, Афганистан. Но пока это расценивается, как исключение.

Берлин заинтересован в том, чтобы повысить собственный международный статус. На этом пути Германия предпочитает действовать взвешенно, зарабатывая на практике авторитет надежного и принципиального партнера. Тем чувствительнее были восприняты американские шпионы в собственному тылу. Но это не повод подозревать немецких политиков в антиамериканских настроениях. Даже решение выслать из страны официального представителя ЦРУ вряд ли станет причиной резкого похолодания немецко-американских отношений, тем более поводом для свертывания тесного сотрудничества с США по многим направлениям. Министры внутренних и иностранных дел ФРГ уже определенно высказались о том, что Америка по-прежнему остается самым близким партнерам Германии в деле поиска решений актуальных мировых проблем и прежде всего в борьбе с международным терроризмом.

Объявив американского дипломата персоной нон-грата, немецкие политики в полной мере воспользовались ситуацией и послали Вашингтону ясный сигнал: пора отказаться рассматривать Германию в качестве младшего партнера и начать выстраивать взаимоотношения на новом уровне.

Другое дело — захотят ли услышать и понять этот сигнал по другую сторону Атлантики.