Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Ройзмана попросят дать улице Екатеринбурга имя поэта Бориса Рыжего

Соответствующая петиция на момент написания этой новости уже набрала 969 голосов из необходимой для подачи в мэрию тысячи голосв. Сбор, текст самой петиции и комментарии подписантов доступны на сайте Change.Org. Там же можно оставить и свою подпись.

Петиция адресована мэру и гордуме Екатеринбурга. Автор, житель города, журналист Владимир Раевский напоминает чиновникам, что 8 сентября Борису Рыжему исполнилось бы 40 лет. К юбилею поэта Раевский предлагает назвать улицу его именем в районе Вторчермет, где жил и который любил Рыжий.

«На Вторчермете — Вторчике, как называют его уральцы, — нет ни достопримечательностей, ни удивительной архитектуры, но жил на Вторчике человек, который считал его главным местом на земле. Более того — расширил до размеров всего мира, — говорится в тексте петиции. — Улица, на которой вырос Борис, носит имя космонавта Германа Титова, но вокруг, по всему району, улицы носят имена негромкие, простые — Агрономическая, Военная, Умельцев, Далёкая, Листопадная... Должен же быть увековечен в родном городе человек, написавший: «Но где бы мне ни выпало остыть, // в Париже знойном, // в Лондоне промозглом, // мой жалкий прах советую зарыть // на безымянном кладбище // свердловском».

Автор петиции вспоминает, что в честь другого уроженца СССР — писателя Сергея Довлатова — же назвали улицу в Нью-Йорке, а вскоре то же сделают и в российской Ухте.

Среди людей, подписавших петицию, можно встретить имена друзей и учителей Бориса Рыжего, тепло поминаемых им в стихотворениях — поэта Олега Дозморова и Сергея Гандлевского. И множество других фигур, известных далеко за пределами бывшего Свердловска — Александр Генис, Кирилл Серебренников, Вероника Долина, Татьяна Толстая, Захар Прилепин, Игорь Иртеньев, Виктор Шендерович, Андрей Лошак, Авдотья Смирнова, Михаил Козырев, Тимур Кибиров, Вера Строкова и другие.

Можно вспомнить, как сам Борис Рыжий в стихах неоднократно с иронией отзывался о памятнике в родном Свердловске. А в прозе Рыжего есть совсем гротескный эпизод о памятнике «свердловскому поэту», который спонсировал меценат-владелец похоронного бюро. Памятник должен был представлять собой стеллу в виде раскрытой книги с четверостишьем лауреата, а кандидатуру поэта обсуждало жюри из трех человек-друзей Рыжего. В «Роттердамском дневнике» Рыжий описывает, как члены жюри не могли найти подходящего поэта, согласившегося на памятник себе при жизни, а без этого нельзя было получить премиальные. Сам Рыжий в ответ на предложение стать лауреатом этого конкурса ответил отказом и якобы попросился в члены жюри, заявив, что готов поделиться своим вознаграждением с друзьями.

Борис Рыжий покончил с собой в 2001-м году — ему было 26 лет. Стихи его переведены на многие языки мира, особенно любят Рыжего в Нидерландах, куда поэт однажды приезжал выступать.