Российским журналистам настоятельно рекомендовали не перепечатывать религиозные карикатуры

Сотрудник управления Роскомнадзора по Республике Коми на днях позвонил в сыктывкарскую редакцию «7х7» и настоятельно рекомендовал журналистам не размещать карикатуры не только на пророка Мухаммеда, но и на любую религиозную тематику. Кроме того, также нельзя и оправдывать французских коллег за их антиклерикальную позицию.
По словам работника Роскомнадзора, эта просьба напрямую связана с событиями в Париже, где были расстреляны работники сатирического журнала Charlie Hebdo, напечатавшего карикатуры на пророка Мухаммеда:
— Любые религиозные карикатуры перепечатывать нельзя, нельзя давать ссылки на оправдывающие их [Charlie Hebdo] материалы, то есть оправдывать журналистов этого журнала: что они делают все правильно, пусть и дальше печатают.
Сотрудник управления Роскомнадзора по Коми особо подчеркнул, что он и его коллеги ежедневно ведут мониторинг местных изданий и отправляют информацию в центральный аппарат ведомства, а также процитировал часть письма с рекомендациями СМИ:
«В случае размещения таких материалов СМИ будет вынесено предупреждение о нарушении российского законодательства с последующей передачей материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел».
— Сегодня к нам пришла информация взять на контроль СМИ. Мы пообщались со многими СМИ дополнительно. Мы мониторим ситуацию ежедневно, — отметил сотрудник управления Роскомнадзора по Коми.
В Костроме представители журналистского сообщества на условиях анонимности рассказали, что им поступили звонки от представителей региональной власти с «настоятельными рекомендациями» не публиковать на страницах изданий никаких зарубежных карикатур про религию и Charlie Hebdo.
Руководитель информационно-аналитического управления Костромской области Ирина Жабко в разговоре с корреспондентом «7х7» призналась, что «в первый раз слышит» о фактах таких звонков.
— Может быть, это была чья-то частная инициатива, но на официальном уровне никаких решений об этом не принималось, — сказала она.
Кроме того, она указала, что у сотрудников информационно-аналитического управления и лично у нее нет полномочий «разрешать или запрещать печатать что-либо, в том числе и карикатуры». Решения о публикации или непубликации острых материалов могут быть связаны с внутренней редакционной политикой изданий, считает Ирина Жабко.
На вопрос о том, вмешиваются ли региональные власти во внутреннюю редакционную политику в принципе, чиновник дала отрицательный ответ.
— Сообщения об этом — художественное преувеличение, — пояснила она, добавив, что пока подобные заявления делаются анонимно, не стоит придавать им значение.
Накануне в федеральных СМИ появилась информация о том, что камчатское управление Роскомнадзора разослало в местные редакции письмо, в котором заявило о недопустимости «размещения в СМИ любых карикатур на религиозных деятелей». Об этом сообщил на своей странице в Facebook журналист Владимир Ефимов.
Представитель ведомства Мария Сметанкина известила сотрудников медиасферы о том, что «размещение в СМИ любых карикатур на религиозных деятелей недопустимо». Она посчитала необходимым разъяснить позицию Роскомнадзора относительно теракта 7 января 2015 года в Париже.
«Размещение интернет-СМИ гиперссылок на материалы иных СМИ (в том числе иностранных), авторских материалов, оправдывающих данные события, карикатур религиозных деятелей будут рассматриваться Роскомнадзором как нарушение Федерального Закона „О противодействии экстремистской деятельности“ и вынесением соответствующего предупреждения», — говорится в письме.
Позже федеральная служба на своей странице в Facebook опубликовала разъяснения: «В связи с трагедией во Франции Роскомнадзор провел профилактическую работу с рядом федеральных и региональных российских СМИ. Редакциям напомнили положения российского законодательства, запрещающие использовать СМИ для экстремистской деятельности. По закону любое глумление над святынями различных конфессий может быть расценено как разжигание религиозной розни».
Эту ситуацию для сайта the-village.ru прокомментировал адвокат Саркис Дарбинян:
«Указанное письмо госпоже Сметанкиной из управления Роскомнадзора по Камчатскому краю, адресованное местным СМИ, — это даже не распоряжение федеральных властей, которые озадачены проблемами онлайн-цензуры контента, а пример самодурства местечковых чиновников, которые пытаются решить сложные вопросы простыми запретительными мерами. У этого явно незаконного требования нет никаких юридических обоснований, так как не существует правовой дефиниции религиозных деятелей. С точки зрения статьи 14 Конституции РФ, Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. А это значит, что религиозными деятелями могут признаваться любые лица, исповедующие те или иные религиозные взгляды. Иисус из Назарета, Мухаммед, Будда, Патанджали, Ошо, Хайле Селассие I (в которого верят растафарианцы) и даже Патриарх Русской пастафарианской церкви Кама Паста I, верующий в Летающего Макаронного Монстра, равны перед нашим законом. И не только они. Если буквально понимать требования чиновника из надзорного ведомства, то и любые другие рисунки, вроде иллюстрации к пушкинской „Сказке о попе и о работнике его Балде“ должны быть запрещены в Сети.
Предупреждения и требования госорганов в отношении СМИ должны быть основаны на законах, и прежде всего Законе РФ № 2124-1 „О СМИ“. К примеру, у нас в прошлом году принят закон о недопустимости использования мата в СМИ. Многим это не понравилось, но тем не менее dura lex sed lex и закон надо выполнять. Вот за содержание матерных слов в СМИ такое требование будет правомерно. А когда чиновник сам принимает решение, что должно быть в СМИ, а чего нет, это называется правовой беспредел, и такие решения и действия надо обжаловать в суде.
Если региональный суд по требованию местного прокурора признает материал экстремистским, то он становится запрещенным к распространению для всех граждан России. После этого суд или прокурор, инициировавший такое рассмотрение, направляет вступившее в силу решение суда в Минюст, который добавляет тот или иной материал в специальный реестр. Если же материал признают экстремистским в Интернете, то решение суда также направляется и в Роскомнадзор, который добавляет сайт в свой реестр, после чего все операторы связи обязаны блокировать к нему доступ».
Напомним, утром 7 января в редакции сатирического журнала Charlie Hebdo в Париже произошел теракт, в ходе которого вооруженные люди в масках расстреляли главного редактора издания и ведущих карикатуристов. Всего от рук террористов погибли 12 человек. В течение следующих дней в серии новых терактов во Франции погибли еще четверо мирных граждан и женщина-полицейский, при этом трое террористов были ликвидированы.
После терактов в Париже прошел «Республиканский марш» протеста против покушения на свободу слова. Многие западные издания в знак солидарности с погибшими коллегами опубликовали карикатуры из журнала Charlie Hebdo, вызвавшие неоднозначную реакцию религиозных активистов.
Фото на главной странице news.vice.com