Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Один день из жизни директора ИФ РАН

Уважаемые коллеги!

Хочу рассказать вам об одном эпизоде своей директорской жизни. «Хочу» — неподходящее слово, считаю себя обязанным сделать это.

31 марта утром около 11 часов в Институт философии было доставлено письмо из аппарата Правительства Российской Федерации с надписью на конверте «Вручить немедленно». В нем за подписью заместителя директора Департамента культуры К. Щербак сообщалось о необходимости участия полномочного представителя института в совещании, которое 31 марта в 13:00 проводит заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец по вопросам, связанным с комплексной реконструкцией и развитием Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Разумеется, я пошел на это совещание, извинившись перед организаторами посвященного проблеме добросовестности в науке и намеченного на 12 часов Круглого стола, в котором планировал принять участие. По прибытии к месту совещания получил список участников, в котором была и моя фамилия, и повестку дня, в котором был вопрос о перемещении Института философии РАН в здание по адресу: г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1. Однако, когда все вошли в комнату совещания и начали рассаживаться за столом, госпожа Голодец удивилась моему присутствию и сказала, что она меня не приглашала. На мое недоумение, что Институт философии вызван на него срочно доставленным сегодня официальным письмом из аппарата Правительства, она ответила той же фразой: «Я вас не приглашала, извините, что так получилось». Такая позиция была тем более странной, что в совещании принимали участие директор и зам. директора ГМИИ им. А. С. Пушкина, и на мое: «Простите, но ведь будет обсуждаться вопрос о перемещении Института философии», — последовало: «У меня к вам нет вопросов». Обескураженный, спрашиваю, означает ли это, что я должен покинуть совещание, и получаю в ответ короткое: «Да».

Всё это происходило публично, в присутствии около двух десятков участников совещания. Поведение госпожи Голодец я воспринял как оскорбительное — не в личном, конечно, плане, ибо личное может возникать в пространстве личностных отношений, каковых с госпожой Голодец у меня быть не может, оно было оскорбительным для меня как директора, возглавляющего коллектив института, который, с точки зрения блага России, на всех весах и по всем критериям весит и значит больше, чем тысячи таких, как Голодец. Этический аспект, однако, в данном эпизоде не самый главный, и с правительственными чиновниками мы имеем дело не для того, чтобы учиться у них урокам приличия.

Эпизод этот является показательным с точки зрения того, каковым было отношение к институту на протяжении последних семи лет, когда был поставлен вопрос о его перемещении из занимаемых им с момента основания помещений, — ни на одном этапе тех, кто принимал решение, не интересовали ни интересы института, ни его мнение. Можно говорить только о степени пренебрежительного отношения. Особенно вопиющим и грубым оно стало, когда за это взялась госпожа Голодец.

Вот и весь эпизод. О нем я счел необходимым проинформировать Президента РФ и направил письмо на его имя.

Что касается самого вопроса о перемещении института, о положении на сегодняшний день и ближайших перспективах, об этом было доложено на заседании Ученого совета 9 апреля и, надеюсь, руководители научных подразделений уже проинформировали вас.

В двух словах, ситуация такова: сейчас завершаются юридические и начинают создаваться фактические (прежде всего ремонт) предпосылки для перемещения в здание по ул. Гончарная, д. 12, стр. 1. Пока речь идет о площади в 2500 м2, которая в два раза меньше, чем нам необходимо. Мы исходим из того, что ФАНО, которое активно и по-деловому занимается этим вопросом, высвободит в ближайшее время для нас еще как минимум 1000–1500 м2. Мы составили рабочий график переезда, который, с учетом своевременного выполнения соответствующих условий другими субъектами данного процесса, предполагает завершение перемещения к 30 сентября этого года. Перемещение научных подразделений начнется не раньше сентября месяца и планируется именно на сентябрь.

Директор Института философии РАН А. А. Гусейнов
http://iph.ras.ru/31_03_2015.htm

Комментарий М.Г.:

Я был на той самой конференции, с которой его сорвалиВот чего я не понимаю, почему он не сказал: «Зато у меня есть вопросы».