«Прошу лишить меня ученой степени»
Бывший спикер Мосгордумы Владимир Платонов снова взял самоотвод
Диссовет РУДН по юридическим наукам лишил депутата Мосгордумы Владимира Платонова докторской степени. По его, Платонова, собственной просьбе

РУДН. Активисты «Диссернета» с рулоном доказательств. Фото автора
Диссовет РУДН по юридическим наукам лишил депутата Мосгордумы Владимира Платонова докторской степени. По его, Платонова, собственной просьбе.
Здесь надо удивиться.
Ведь кто такой В. Платонов? В университете он командовал народной дружиной. После работал в прокуратуре. 20 лет возглавлял Мосгордуму. Был зампредом Совета Федерации. Один из авторов УК и УПК. Советник главы Банка Москвы. Президент столичной Федерации дзюдо. Завкафедрой политических наук в РУДН. Так записано на его Личном Сайте.
Словом, большой человек.
А большие люди по своей инициативе заявления не пишут. Только «по собственному желанию».
Жалобу на Платонова в Минобрнауки еще в 2013 году подало сообщество «Диссернет». Речь шла про его диссертацию «Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами — как принцип российского федерализма» (2010). Эксперты «Диссернета» насчитали в ней больше сотни страниц дословных совпадений с другими текстами. Без ссылок на их авторов.
Спустя два года жалоба наконец дошла до диссовета, который выпустил работу Платонова. Заседание состоялось в среду, 22 апреля.
Специалисты «Диссернета» творчески подошли к защите своего ходатайства. Распечатали совпадающие пары страниц и приклеили их скотчем одну к другой, одну к другой. Вышло семь рулонов. От четырех до восьми метров.
Раскатывать рулоны перед членами диссовета не пришлось. Секретарь заседания зачитала только что поступившее письмо Платонова. Приведем его полностью.
«В связи с возникшими обстоятельствами, вызвавшими сомнения в оригинальности моего диссертационного исследования, я, Платонов Владимир Михайлович, обращаюсь к председателю и членам диссертационного совета с просьбой лишить меня ученой степени доктора юридических наук, так как не вижу смысла оправдываться по тексту моего диссертационного исследования.

В течение 18 лет, работая депутатом и председателем Московской городской думы, председателем Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, заместителем председателя Совета Федерации, я готовил и использовал материалы для парламентской деятельности. В то же время в ходе обсуждений на различных парламентских площадках общался со многими учеными, занимающимися вопросами конституционного развития и федеративных отношений, труды которых впоследствии использовал при написании моей докторской диссертации. Во время дискуссий с коллегами-учеными мы никогда не стремились установить первенство высказанных идей. Очень жаль, что ряд материалов, которые я готовил для парламентской деятельности, не имели ссылок на конкретных авторов.
Вместе с тем хочу проинформировать председателя и членов диссертационного совета о моем намерении в течение года представить все необходимые материалы для защиты диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук.
Прошу рассмотреть данное заявление без моего участия».
— Коллеги, я с Владимиром Михайловичем обсуждал этот вопрос несколько дней назад, и он принял соответствующее решение, — признался председатель диссовета, сенатор Андрей Клишас. И торопливо, с видимым облегчением добавил: — Не вижу необходимости дальше рассматривать это дело. Давайте голосовать!
Диссовет удовлетворил просьбу Платонова единогласно.
Как только заседание завершилось, в фейсбуке депутата появилась запись: «Я сегодня принял непростое для меня решение».
В сентябре 2014 года, после очередных выборов в московский парламент, Платонову уже приходилось принимать похожее решение. Тогда он отказался претендовать на кресло спикера: «Я беру самоотвод, я занимаю эту должность более 20 лет. Думу должен возглавить новый человек».
Стоит отметить: Платонов продолжает считать, что «чисто юридически» плагиата в его диссертации «не может быть». Потому что «ни один из ученых, чьи работы использовались, не только не подал в суд, но и не имеет ко мне никаких претензий».
Ну и комментарии к записи в фейсбуке были соответствующие: у бывшего доктора наук потребовали вернуть надбавки к зарплате. И наперед заметили, что за год можно подготовить только дипломную работу в вузе.