Сэндвич с газом. Когда мы начнем питаться насекомыми и нефтью

Каждый год климат планеты становится не только более теплым, но и более внезапным, количество цунами, потопов, засух и других катаклизмов растет. Чем более непредсказуем климат, тем актуальнее вопрос: как сделать независимым от него производство еды?
Американский изобретатель и бизнесмен Хьюго Гернсбек предсказал появление фабрик по производству синтетической пищи еще в 1912 году, и с тех пор о них мечтают экономисты и политики, решающие проблему голода.
Но люди хотят есть не только питательную, но и вкусную, а желательно еще и красивую пищу. Чтобы удовлетворить вкусы публики, разработчики еды будущего идут разными путями. Например, нас могут прокормить газовая труба, деревья или малоаппетитные черви и насекомые. И это не прожекты, а реальность.
Акриды для гурманов
Мы консервативны в еде и привыкли к строго определенному набору продуктов: говядина и птица, рыба, овощи и хлеб. Все это далеко не самые эффективные продукты с точки зрения ресурсов и производства.
Пару лет назад Международная продовольственная организация (ФАО) обратила внимание на то, чем кормятся тысячелетиями, – а именно на насекомых и их личинок. Cаранча, или акриды, содержит гораздо больше железа в пересчете на сухой вес, чем говядина. При этом производство 1 кг говядины требует до 7 кг кормов (свинины – до 4 кг), что в четыре раза (для свинины – вдвое) больше, чем требуется для аналогичного привеса у саранчи.
На нашей планете живет около двух миллиардов человек, которые регулярно употребляют в пищу насекомых. Это больше, чем каждый четвертый человек на земле. Впрочем, даже западному человеку не чуждо употребление членистоногих, например крабов, раков и креветок. Насекомые могут быть не менее вкусными, если отбросить предрассудки.
В СССР был рекламный слоган: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». В 1930-е годы советские люди не слишком охотно ели раков. В 1960-е СССР и Япония стали активно вылавливать в море антарктических рачков криль. Продукт появился в Советском Союзе в виде пасты «Океан» и не был принят покупателями, однако стал деликатесом после грандиозной рекламной кампании.
К консервам с мясом насекомых мы тоже вполне сможем привыкнуть в обозримом будущем, вопрос маркетинга. И если судить по тому, как известный британский телеведущий Беар Гриллс с наслаждением уплетает личинку древоточца, это вопрос уже решенный.
Дорогая каша из топора
Насекомые послужат в будущем превосходным источником белка, следовательно, остается решить вопрос с углеводами. Сегодня далеко не везде получается вырастить стабильный урожай богатых крахмалом культур, поэтому нужны другие способы решения этой проблемы. Тем более что у человечества есть богатый, но частично забытый опыт в этой области.
Например, можно питаться заболонью – так называется активный слой древесины под корой. Ее в молотом виде столетиями едят жители таежных зон планеты, так как этот продукт богат пищевыми волокнами и минеральными веществами.
Но съесть можно вообще все дерево. Исследования Политехнического института штата Вирджиния позволяют надеяться на производство крахмала из древесной целлюлозы. Ученые вывели генно-модифицированную кишечную палочку, которая разрушает сложную молекулу целлюлозы до более простых соединений, в результате чего из 200 кг целлюлозы удалось получить 20 кг крахмала.
Этого количества достаточно, чтобы обеспечить человека углеводами минимум на два-три месяца. Правда, для пропитания нам может не хватить деревьев. Этот способ хорош для стран с маленьким населением и большими лесными запасами – согласно расчетам профессора Персиваля Чжана, даже все срубленные деревья России за один год дадут дополнительно к рациону россиян всего примерно по два килограмма крахмала. Так что каша из топора довольно дорогое удовольствие. Но кому-то может пригодиться и такой рецепт.
Клоны
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]