Анита Соболева и Константин Андреев - о защите религиозных чувств
27 июня 2015 года в программе «С христианской точки зрения» на «Радио Свобода» состоялась дискуссия о защите религиозных чувств с участием юриста, члена Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте Аниты Соболевой и лютеранского епископа Константина Андреева.
А. Соболева отметила, что сама постановка вопроса о защите чувств, а не прав верующих, вызывает вопросы: «Во-первых, непонятно, кто должен мерить глубину этих чувств, а во-вторых, как мы должны судить о том, оскорбились они или нет?»
Поскольку главная задача художника – передать некую идею, «он в этот момент не думает и не должен думать о том, оскорбительно это или нет». Соответственно, распятие «можно использовать как символ для передачи каких-то своих идей, настроений», но при этом «художник не обязан, но он должен и учитывать настроение общества, и вести себя соответствующим образом».
Ведущий программы Яков Кротов напомнил, что «европейская Концепция свободы совести подразумевает не только общественное согласие, что можно, а что нельзя, она подразумевает, что можно все, что общество лимитировано в своем влиянии».
По мнению А. Соболевой, сегодняшний европейский тренд, в котором находится и Россия, заключается в том, что «идет борьба между защитой прав верующих и их религиозных прав, и правом на свободу слова и свободу выражения. И баланс нигде не найден. Его ищут в каждом конкретном случае. Ни одна страна никогда не бывает удовлетворена тем решением, которое в результате принимается». При этом в странах, где законодательно введено наказание за оскорбление религиозных чувств, «нигде за это не сидят», наказание гораздо мягче, чем предусматривает соответствующий российский закон.
Другая современная тенденция – исключение из Уголовного кодекса богохульства и появление вместо него норм о кощунстве или защиты религиозных чувств. По мнению юриста, это одно и то же: «Статьи о богохульстве не выдержали проверки в правовой системе, где есть разделение Церкви и государства, и не выдержали проверки доктриной конституционализма».
В случае, когда речь идет о чувствах или религиозной догме, не может быть юридической оценки. «Единственное, что юрист может сделать – это выслушать одну и другую стороны и найти баланс», - считает А. Соболева. В российской же системе этот баланс никто не ищет, чиновники и правоохранительные органы сразу же пытаются поддержать только одну из конфликтующих сторон.
К.Андреев полагает, что сегодняшняя ситуация в Европе изменится, «когда возникнет реальный конфликт между европейским постхристианским обществом (или еще христианским обществом) и возрождающимся, надвигающимся исламом с его требованиями, с его понятиями о нравственности». Тогда обществу придется искать новый консенсус, «который тоже найдет свое выражение в каких-то новых формах права».
А. Соболева отметила, что и художники, и верующие периодически пытаются «расширить пространство своей свободы», и когда в результате такого расширения возникает конфликт, в России от имени верующих почему-то часто начинают говорить прокуратура и Следственный комитет, а не сами верующие.
По мнению, К. Андреева, проблема заключается в недостаточной детализации российского законодательства, не прописывающего подробно, «что есть кощунство, каким образом оно может проявиться, к чему привести». Однако, по мнению А. Соболевой, такая детализация только усугубила бы ситуацию, и нарушений стало бы еще больше, тогда как уже сейчас «чувства верующих стали разменной монетой, ими очень удобно прикрыть соображения какого-то политического или другого толка». Коллизия между свободой творчества и оскорблением религиозных чувств, может быть разрешена, если «с одной стороны, есть какое-то взаимное уважение, а с другой, понимание места, времени, уместности, пространства».
К. Андреев согласился с тем, что «нельзя все это установить законодательно. Это до конца невозможно. Но можно призывать общество к нахождению некоего консенсуса».
Ведущий Я. Кротов напомнил о необходимости соблюдения «принципа уважения и защиты меньшинства»: «В сложных ситуациях в одном обществе, архаичном, исходят из защиты прав большинства, а в другом обществе, христианским, защищают меньшинство именно потому, что есть память: меньшинством ни в коем случае нельзя пренебрегать». На это К. Андреев возразил, что права меньшинств не должны быть абсолютны: «В Европе началось с защиты сексуальных меньшинств, а теперь они уже диктуют…»
Источники
- Бог в России и Бог в Европе // Радио Свобода. 2015. 29 июня.