Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Хорошие воры и жулики. Будет ли народ и дальше терпеть коррупцию


В «Новой газете» – большое скандальное расследование о сомнительных заработках генералов ФСБ. Общественная реакция почти никакая, Кремль «этим вопросом не занимается». Ну украли. Зато с Евгенией Васильевой все было иначе: президент был вовлечен лично, администрация президента активно комментировала. Почему сердюковским нельзя, а лубянским можно? И согласен ли с этим народ?

Уровень коррупции в России высок, это всем известно и общее место. Попросту говоря, воруют все. И много. И можно не сомневаться, что Владимир Путин в этих вопросах самый осведомленный человек в стране: к нему стекаются потоки компроматов от всех групп влияния, от всех источников, рассчитывающих либо подвинуть своих конкурентов, либо выслужиться перед главой государства.

Отношение Путина к коррупции тоже хорошо известно: ну а где ее нет, неоднократно говорил он. Всех не пересажаешь, не с кем будет работать – еще один ответ, который периодически приходится слышать. На протяжении всех 15 лет путинского режима коррупция так и не стала политическим преступлением в понимании Кремля. То есть преступлением, которое рассматривается как источник дестабилизации и угроза для прочности построенной системы власти. Коррупция – это техническая проблема, которая нуждается в осторожном регулировании без «жесткача», как сказал Путин осенью прошлого года.

Борьба с коррупцией всегда была прикладным делом. Вот снимают Анатолия Сердюкова – и коррупционное дело идет шлейфом. Но это только для публики: никто всерьез не станет утверждать, что министр погорел из-за своей жадности. С уходом Дмитрия Медведева из президентов он потерял его поддержку и проиграл аппаратным противникам. Или уголовное преследование фигур, связанных со «Сколково»: в основе также внутриэлитный конфликт. Точно такая же природа и у нынешнего нарастающего давления на «Роснано», и, к примеру, у скандального, показного снятия губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина.

Формула публичного антикоррупционного разоблачения в путинской власти выводится легко: внутриэлитный конфликт, отсутствие у «жертвы» устойчивого политического иммунитета, коррупционная фактология, способность атакующей стороны задействовать силовиков.

И если бы не Путин, то разоблачения были бы гораздо более масштабными и скандальными, а кадровые пертурбации более выраженными. Но этого не происходит, так как внутри режима образовался круг лиц с особой, путинской, легитимностью, которая исключает любое уголовное преследование, даже со стороны самых влиятельных.

Васильева (но не Сердюков), топ-менеджер «Сколково» (но не Медведев и Сурков), губернаторы (но не те, кто имеет патронов-друзей Путина), «Роснано» (но не Чубайс) – это технические фигуры в конфликтном поле. И на них можно давить. А первые лица неприкосновенны: и Владимир Якунин с его «шубохранилищем», и Вячеслав Володин с Сергеем Неверовым и их сосновыми дачами, и руководство ФСБ. Это сакральная путинская гвардия, это, по мнению Путина, новая ответственная политическая элита, которая только зарождается. И пусть кто-то и подворовывает, главное, чтобы не предавали. Лояльность в обмен на кормление остается принципом функционирования политической власти. Только круг неприкосновенных, надо признать, заметно сужается.

Сравним первую половину 2000-х с нынешним временем.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.