Зачем художнику топор?
Как любить родину и крушить санкции
На московском дизайн-заводе Flacon при поддержке Минобрнауки прошел фестиваль «Славься, Отечество», организованный федеральным проектом «АРТ Квадрат», который известен участием в «Селигерах»
На московском дизайн-заводе Flacon, в окружении бутиков, кафе и арт-студий, прошел фестиваль «Славься, Отечество», организованный федеральным проектом «АРТ Квадрат». Его деятельность, направленную, согласно уставным документам, «на поиск и поддержку талантливой молодежи в сфере культуры и искусства», финансирует Министерство образования и науки РФ. Среди главных достижений «Квадрата» — постоянное участие в селигерских форумах.
В сущности, нет ничего плохого в очередном замысле «АРТ Квадрата», оприходовавшего федеральные деньги под патриотическим соусом, что вообще не в новинку. Приглашаются со всей страны через интернет молодые дарования, пробующие себя в живописи, рисунке, фотографии, даже компьютерной графике. А еще в анимации и малоформатном кино. Оные дарования проживают за казенный кошт в Москве, демонстрируют свои творения на групповой выставке. Общаются, безусловно. Им читают лекции, а потом везут на экскурсию по Москве с заходом в Грановитую палату.
Чтоб я так жил. Рукодельная майка участника фестиваля с аппликацией, похожей на вышивку деревенской бабушки, — там, например, силуэты Большого театра или храма Василия Блаженного в радужных цветах гей-парада, — стоит на сайте «АРТ Квадрата» под 3 тысячи рублей. Дарования квадратных форм их получили в подарок, как и ужины от Flacon.
Выставка «Славься, Отечество» не заслуживала бы слов. Виды России, увечные собачки, возвышенные балерины, страдающие дети и ветераны Великой Отечественной, превращенные в штамп официальной пропагандой. Какая-то немыслимая по отсутствию мысли портретная живопись. Компьютерная графика — да, есть. Например, матрешки с автоматами Калашникова. И слоганом «Патриот — он в каждом из нас».
Страна должна знать своих героев, тут героя и искать не надо — именно к этому плакатику автор приклеила визитку: «Анна Беликова». У меня и телефончик есть, если что.
Увидев эту очередную дилетантскую ерунду, хотелось сказать: «Ну если вот это — съезд патриотического современного искусства, то все не так страшно». Приглашали на фестиваль в качестве почетных гостей фотографа Сергея Головача, живописца Владимира Дубосарского, модельера Марию Цигаль, телеведущую Светлану Конеген. Но фейк — он и на Flacon фейк. Короче, все ответили отказом.
Впрочем, нет, не все. В качестве креативной идеи фестиваля «Славься, Отечество» организаторами была устроена «Антикризисная стена» — пенопластовые конструкции, расписанные молодыми художниками-участниками проекта. Здесь каждый изобразил своего ментального врага, мешающего духовному самосовершенствованию страны: доллар, евро, бигмак, почему-то бананы… Особенно трогательно смотрится тэг «экзистенциализм». Не то Сартр всего человека перепахал, не то он (она) сам ученость свою решил показать.
Так вот, в финале фестиваля эту стену порубили настоящими топорами под водительством почетного гостя мероприятия, заслуженного художника РФ Никаса Сафронова. Его пригласили на мероприятие как «самого известного художника России».
Какова Россия — таковы знаменитости. Но художник с топором в руках, да еще в качестве духовного вождя младого поколения, — это страшно. Топор в руке русского человека — это прецедент. Г-н Сафронов, перечитайте Достоевского!
Арсений ВЛАСОВ: «У меня все идет от души»
Куратором фестиваля «Славься, Отечество», вдохновителем перформанса «Антикризисная стена», экспертом в сфере изобразительного искусства в проекте «АРТ Квадрат» был Арсений Власов. Он, звезда большого тенниса, неожиданно возник в 2004 году на игровой площадке столичного современного искусства с эффектной видеоинсталляцией в XL Галерее. И так же неожиданно выпал из игры, ныне объявившись в качестве отца и учителя для молодых художников. Пришлось отвечать на вопросы «Новой газеты».
— Вы сказали, что не ощущаете радикальной перемены, превратившись из теннисиста в наставника патриотически настроенной творческой молодежи. Эти юные дарования для вас — подобия теннисных мячиков?
— Нет, что вы. Все они — очень талантливые художники, которым есть возможность передать свой скромный опыт. У ребят из регионов нет опыта институализации, ведь в провинции нет системы галерей, кураторов, прессы. А тут мы сразу погружаем их в идеальные условия.
— Главное из которых — «славить Отечество»?
— Каждый художник — индивидуалист. Его нельзя заставить что-то делать. Я, например, работаю в проекте по зову сердца. У меня все идет от души.
— Соблазняете провинциальных детей столичным жильем, халявой и экскурсиями?
— Мы работаем вместе с ними. Мы создаем проекты, обсуждаем проекты, общаемся.
— Я видел итоговую выставку фестиваля. Вы как известный художник свою работу повесили бы рядом с произведениями этой, с позволения сказать, экспозиции? С этими балеринами, ветеранами, собачками, купелями?
— Мы вместе работали над «Антикризисной стеной».
— Я спросил, Арсений: свою индивидуальную работу вы бы отдали на эту выставку?
— Если бы было надо, то да. Запросто.
— По воле Отечества?
— Проект «АРТ Квадрат» — это добровольное волеизъявление, обмен энергиями, идеями, импульсами. Мы вдохновляемся друг от друга.
— Посредством топоров?
— А вы против жанра перформанса? «Антикризисная стена» — это хороший опыт синергии.
— А вот скажите: фестиваль проходит на территории дизайн-завода Flacon. Его хипстерская публика — явно не для вашей выставки и акции, на которые надо приводить людей из другого «дискурса».
— Мы проведем экскурсию по заводу для участников проекта. Это будет для них опытом самоидентификации.
— Только топоры отберите перед этим…
Федор РОМЕР — специально для «Новой»