Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Фигурант "дела 26 февраля" Небиев получил 2,5 года условно

Эскендер Небиев. Фото с личной ФБ-страницы

Судья Центрального райсуда Симферополя Юрий Гулевич приговорил бывшего оператора крымскотатарского телеканала ATR Эскендера Небиева, фигуранта "дела 26 февраля", к двум с половиной годам условно с двухлетним испытательным сроком. Об этом сообщает "Крыминформ". 29-летний Небиев, в пятницу взятый под арест, был освобожден в зале суда.

Подсудимого признали виновным по части 2 статьи 212 российского УК (участие в массовых беспорядках). На сайте суда при этом помещена информация, что ему вменена часть 1 этой статьи (организация массовых беспорядков). Очевидно, это ошибка или опечатка.

Обвинение в процессе поддерживала лично прокурор аннексированного Крыма Наталья Поклонская. В прениях сторон она запросила для Небиева 1 год 10 месяцев реального срока. Именно Поклонская в пятницу настояла и на аресте Небиева до приговора.

Санкция части 2 статьи 212 УК составляет от 3 до 8 лет колонии, однако, как накануне сообщала Поклонская, Небиев полностью признал вину и пошел на досудебное соглашение, поэтому материалы в его отношении выделили в отдельное производство и рассматривали в особом порядке - без допросов свидетелей и анализа доказательств. Таким образом, и запрошенный, и назначенный подсудимому сроки оказались ниже нижнего предела.

По информации "Крыминформа", назначение условного срока Гулевич объяснил "смягчающим обстоятельством". Как утверждается, Небиев дал показания на основного обвиняемого по делу - зампреда Меджлиса крымскотатарского народа Ахтема Чийгоза.

Ссылаясь на текст приговора, агентство сообщает, что Небиев полностью признал фабулу обвинения. Фабула же состоит в том, что крымские татары, собравшиеся 26 февраля 2014 года у Верховной рады Крыма, по указанию Чийгоза начали бить собравшихся там же членов "Русского единства", а также распылять в их сторону газовые баллончики. Сам Небиев, передает "Крыминформ", признал, что нанес несколько ударов "неустановленному лицу".

Между тем глава центризбиркома Курултая крымскотатарского народа Заир Смедляев, комментируя в субботу повторный арест Небиева, выражал уверенность, что журналист, напротив, отказался дать показания на Чийгоза.

Лидеры Меджлиса Рефат Чубаров и Нариман Джелял также выразили недоверие информации о показаниях Небиева на Чийгоза. Джелял, в частности, заметил: "Как утверждает адвокат Эскендера, с которым я в последние дни встречался неоднократно, он дал показания, что видел Ахтема Чийгоза во время митинга 26 февраля 2014 года, лично с ним не знаком, но знает его как человека авторитетного среди крымских татар, давал ли Чийгоз кому-то какие-либо команды, он не видел, сам от него никаких указаний в ходе митинга не получал".

Позже адвокат журналиста Джемиль Темишев подтвердил "Крым.Реалиям" слова Джеляла.

По данным на сайте суда, дело Небиева поступило туда еще 25 августа. Разбирательство началось 7 сентября и заняло, не считая оглашения приговора, пять заседаний. Тем не менее Небиев не сообщал в соцсетях не только о ходе разбирательства, но даже о его начале.

"Дело 26 февраля" возбуждено по факту столкновений у Верховной рады Крыма между участниками митингов, организованных 26 февраля 2014 года соответственно сторонниками и противниками Евромайдана. Все обвиняемые по делу - крымские татары, участники митинга в поддержку Евромайдана. Чийгозу инкриминирована часть 1 статьи 212 российского УК, предусматривающая от 8 до 15 лет колонии; остальным фигурантам - часть 2.

Небиев был задержан 20 апреля и два дня спустя отправлен в СИЗО-1 в Симферополе. Однако 18 июня его освободили под поручительство муфтия Крыма Эмирали Аблаева. Ранее на свободу под поручительство вышли еще трое обвиняемых по делу: Эскендер Кантемиров, Эскендер Эмирвалиев и Талят Юнусов. В СИЗО кроме Чийгоза остались Али Асанов и Мустафа Дегерменджи.

В начале мая стало известно, что следствие требует от фигурантов "дела 26 февраля" дать в обмен на свободу ложные показания на Чийгоза как организатора "массовых беспорядков" и один или два человека на это согласились. Имена тех, кто пошел на сделку со следствием, однако, не назывались.

2 августа Поклонская фактически подтвердила информацию о согласии ряда фигурантов оговорить Чийгоза. Конкретных имен она, однако, также не назвала, сославшись на тайну следствия.

Между тем Асанова, отца четверых малолетних детей, младшему из которых всего несколько месяцев, продолжают удерживать в СИЗО именно из-за отказа оговорить Чийгоза.

Приговор Небиеву - первый вынесенный по "делу 26 февраля".

Вечером 10 октября в зеленом массиве на окраине Симферополя был обнаружен труп отца журналиста - 55-летнего Бекира Небиева, который, по утверждению СКР, 26 сентября расстрелял из ружья санитара и трех фельдшеров станции скорой помощи в Симферополе, убив двух человек, и с тех пор находился в розыске. Наиболее вероятной версией гибели Небиева-старшего следственное ведомство назвало самоубийство.

При этом тело покойного было сильно изуродовано. Поклонская, побывав на месте, не исключила, что труп погрызли волки или дикие собаки.

30 сентября Эскендер Небиев опубликовал на личной странице в Фейсбуке заявление своей семьи. В нем сообщалось, что после перенесенного инфаркта, а также проблем, с которыми столкнулась семья в последнее время, у Небиева-старшего начались проблемы с психикой. Семья признавала виновность Бекира Небиева в преступлении и просила прощения у пострадавших и у семей погибших.