Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Новый спор о Холокосте

Израильского премьера обвинили в переписывании истории

Фото: Sebastian Scheiner / AP / Scanpix

20 октября премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу, выступая на 37-м Всемирном сионистском конгрессе, заявил, что Адольф Гитлер пришел к идее уничтожения евреев под влиянием муфтия Иерусалима, лидера палестинских арабских националистов Амина аль-Хусейни. Слова главы израильского правительства вызвали возмущение по всему миру, а представитель Ангелы Меркель даже выступил с заявлением о полной и безоговорочной ответственности Германии за Холокост. «Медуза» рассказывает все, что нужно знать об этой истории.

Что сказал Нетаниягу?

«Гитлер в то время не хотел уничтожать евреев, только депортировать их. Амин аль-Хусейни пришел к нему и сказал: „Если ты вышлешь их, то они приедут сюда (в Палестину)“», — заявил премьер-министр Израиля. По его словам, фюрер задал вопрос муфтию Иерусалима, что же делать, и тот ответил: «Сжигай их». Встреча, о которой говорил Нетаниягу, состоялась в ноябре 1941 года. Фактически израильский премьер назвал Амина аль-Хусейни идеологом Холокоста. Более того, Нетаниягу выступал с подобными заявлениями и ранее — еще в 2012 году в своей речи в Кнессете он говорил о ключевой роли аль-Хусейни в Холокосте и называл его одним из главных «архитекторов» нацистского «окончательного решения еврейского вопроса» — то есть уничтожения еврейского населения.

Кто такой Амин аль-Хусейни?

Амин аль-Хусейни был главным муфтием Иерусалима с 1921 по 1937 годы — почти все время действия британского мандата в Палестине. В конце 1930-х аль-Хусейни, всегда отличавшийся радикальными националистическими, антибританскими и антиеврейскими взглядами, был вынужден бежать из Иерусалима под угрозой ареста. В начале правления Гитлера аль-Хусейни выражал поддержку нацистскому режиму, впоследствии связи с Германией позволили ему оказаться в оккупированных нацистами европейских странах, посетить (по неподтвержденным сведениям) несколько концлагерей и встретиться с Гитлером 28 ноября 1941 года. Есть свидетельства о его встречах со многими другими нацистскими лидерами, в том числе с Генрихом Гиммлером.

После войны аль-Хусейни попросил убежища в Швейцарии, но ему отказали. Затем его задержали французские военные и поместили под домашний арест. Великобритания и несколько других стран настаивали на экстрадиции аль-Хусейни как военного преступника и сообщника нацистов, Франция считала его преследование политически мотивированным и не выдавала муфтия. Впоследствии аль-Хусейни сбежал из Парижа в Египет, где получил убежище. В 1974 году он умер в Ливане.

Как было на самом деле?

Адольф Гитлер говорил об «окончательном решении еврейского вопроса» еще в 1919 году, поэтому утверждать, что именно аль-Хусейни натолкнул его на мысль об уничтожении евреев, довольно странно. Гитлер и аль-Хусейни действительно встречались 28 ноября 1941 года и обсуждали уничтожение «еврейско-коммунистической империи в Европе». Аль-Хусейни называл арабов друзьями Германии в связи с тем, что у них одни и те же враги: Великобритания, евреи и коммунисты. Встреча хорошо задокументирована, но из нее не следует, что аль-Хусейни советовал Гитлеру уничтожать евреев. Если судить по сохранившимся документам, ничего похожего на пересказанный Нетаниягу диалог во время встречи муфтия и лидера нацистской Германии не происходило, никаких доказательств, что аль-Хусейни и Гитлер произнесли такие слова, нет.

Более того, к ноябрю 1941 года гонения на евреев со стороны нацистской Германии давно уже не ограничивались депортацией и другими ограничениями прав. За два месяца до встречи Гитлера и аль-Хусейни начались расстрелы в Бабьем Яру в Киеве, где за две недели были убиты более 50 тысяч евреев.

Реакция

Нетаниягу после своего выступления поспешил пояснить, что ни в коем случае не хотел снимать с Гитлера ответственность за Холокост, а лишь собирался подчеркнуть роль муфтия Иерусалима в уничтожении евреев. Но было уже поздно. Заявление Нетаниягу растиражировали все мировые СМИ, его неоднозначно восприняли как за рубежом, так и в Израиле. Наиболее прямолинейно высказались в аппарате канцлера Германии Ангелы Меркель. Ее пресс-секретарь Штеффен Зайберт заявил: «Все немцы знают кровавую историю расовой одержимости нацистов, которая привела к переломному для цивилизации моменту — Холокосту. Этому учат в немецких школах неспроста, это не должно быть забыто. И я не вижу никаких причин пересматривать наш взгляд на историю. Мы знаем, что ответственность за это преступление против человечности лежит на Германии и во многом на нас».