ЦБ дал банкам рекомендации по борьбе с обнальщиками

Банк России дал рекомендации отечественным финансовым организациям для пресечения операций по обналичиванию средств. Об этом рассказал директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов, передает «Интерфакс».
Он пояснил, что «политика лимитов и комиссий должна быть построена таким образом, чтобы не стимулировать проводить обналичивание через такие операции». Речь идет о лимитах на снятие средств по картам и комиссии, которую может взимать банк при превышении этих лимитов.
«Тем банкам, у которых есть некоторые проблемы в области лимитов и комиссий по картам, будем сигналы подавать», – отметил Полупанов.
По его словам, за год теневая комиссия по обналичиванию средств увеличилась почти в два раза. Комиссия в 1–2% за превышение лимита при снятии денег, которая ранее считалась заградительной, теперь таковой не является.
В Центробанке также предложили финорганизациям в качестве первичного фильтра для отсеивания потенциальных «фирм-однодневок» использовать факт налоговых платежей размером менее 0,5% от оборота.
«Это не абсолютный показатель, что если клиент платит меньше 0,5% с оборотов – это обязательно фирма-однодневка. Мы говорим о том, что это наиболее качественный первый фильтр, с которым можно дальше работать. А дальше уже все остальные показатели», – указал Полупанов.
Представитель ЦБ добавил, что теневой рынок «достаточно неплохо приспособился» к текущей ситуации, так как сейчас для фирм-однодневок уже не характерно использование адреса массовой регистрации, минимального уставного капитала и наличие гендиректора и главного бухгалтера в одном лице.
В начале ноября стало известно, что российские правоохранительные органы задержали бизнесмена Александра Григорьева, которому впоследствии были предъявлены обвинения в особо крупном мошенничестве. Следователи подозревают, что Григорьев руководил группой, которая за последние четыре года могла вывести за границу около $46 млрд. В группу, занимавшуюся незаконным обналичиванием средств, могли, как считают следователи, входить до 500 человек и до 60 российских банков. Сам Григорьев обвинения в свой адрес отрицает.