Орудие убийства, но не то
В деле Улофа Пальме появился загадочный револьвер

В конце декабря 2015 года в Швеции якобы нашли револьвер, из которого был в 1986-м убит Улоф Пальме. Его прислал местному журналисту и криминологу анонимный источник. Ключевая улика могла бы пролить свет на одно из самых загадочных преступлений XX века, но после нескольких недель обсуждения находки выяснилось, что револьвер — не тот. «Медуза» пересказывает эту историю, попутно напоминая обстоятельства смерти самого известного шведского премьер-министра.
Премьер-министр Швеции Улоф Пальме 28 февраля 1986 года решил вечером сходить с женой в кинотеатр. Показывали шведскую комедию «Братья Моцарты». Чета Пальме отпустила телохранителей, посмотрела фильм и отправилась домой пешком. На одной из центральных улиц Стокгольма на них напал неизвестный — он дважды выстрелил в премьер-министра и скрылся. До сих пор его не нашли.
Со времени убийства прошло почти 30 лет, на расследование потрачены миллионы шведских крон, но полиции все еще неизвестны ни мотив убийства, ни имена убийцы и заказчика. Вернее так: имен подозреваемых и мотивов очень много, но нет ни одной версии, которая бы все объясняла и имела бы хоть сколько-нибудь серьезные доказательства.
Улоф Пальме вел активную внешнюю и внутреннюю политику, у него было много недоброжелателей. Среди распространенных версий — предположение о том, что Пальме был убит югославскими спецслужбами. Другая популярная идея — к его устранению причастно ЦРУ. Некоторые уверены, что в преступлении есть «курдский след», иные полагают, что это сделали шведские экстремисты. Наконец, не исключено, что Пальме с кем-то перепутали (например, с наркобароном); а может быть, его застрелил какой-нибудь психически неуравновешенный человек.
Последняя версия, кстати, считается едва ли не наиболее вероятной. По делу даже проходил некто Кристер Петерссон, который был арестован в 1988 году. Неуравновешенный молодой человек, принимавший наркотики, ненавидел Улофа Пальме и признался в том, что убил его (как, впрочем, и более сотни человек до и после него). Петерссона опознала жена премьер-министра Швеции, что дало повод суду признать его виновным и дать пожизненное.
Правда, уже в 1989 году следующая инстанция оправдала Петерссона за недостаточностью улик — орудие убийства так и не нашли, никаких внятных доказательств, что Петерссон находился именно в это время именно в этом месте не было. Петерссона отпустили. С тех пор дело против него несколько раз пытались возобновить, но всякий раз не хватало оснований. В 2005 году Петерссон умер. За последние годы улик против Петерссона прибавилось (например, был опубликован его дневник), но со всей уверенностью назвать его убийцей нельзя.
Вообще в деле, по которому, кажется, допросили всех, кого только можно, периодически появляются новые гипотезы. Последний раз СМИ подробно обсуждали дело Пальме в 2012 году, когда жена миллиардера Ханса Кристиана Раузинга Ева сообщила одному из шведских журналистов, что ее муж знает заказчика убийства — им якобы был один из местных бизнесменов.
В том же 2012-м Ева Раузинг умерла при загадочных обстоятельствах: достаточно сказать, что Ханс Кристиан два месяца держал труп в квартире и никому не рассказывал о смерти. Никаких убедительных доказательств «бизнес-версии» убийства Пальме Ева Раузинг представить не успела.
Ханса Кристиана, в свою очередь, судили за несообщение о смерти. Потом он проходил курс реабилитации в психологической клинике, а в 2014 году повторно женился. По делу Улофа Пальме он высказался определенно: Ева все придумала, сам Ханс Кристиан ничего не знает.
В конце 2015 года дело Улофа Пальме вновь всплыло в шведской прессе, и вновь при загадочных обстоятельствах. Криминолог, журналист и автор детективов Лейф Густав Вилли Перссон рассказал, что еще в 2013-м получил от некоего анонимного источника письмо с пулей, которая могла быть выпущена из того же револьвера, из которого убили Пальме. Он передал пулю «группе Пальме» (криминалистам, которые до сих пор занимаются расследованием дела), и та обстоятельно ее изучала.
По словам Перссона, к концу 2015 года с достаточной долей вероятности удалось выяснить, что пулю действительно можно приобщать к делу. Шведские криминологи выставляют подобным уликам баллы от —4 до +4, и пуля получила либо оценку +1, либо +2. Как раз в это время Перссону удалось достать и сам револьвер — он получил его от того же анонимного источника, что и пулю, и тут же передал оружие экспертам.

Об источнике Перссона ничего неизвестно. Сам Перссон о нем ничего не рассказывает. К чести криминолога, Перссон никогда не утверждал, что оружие точно связано с убийством Пальме и не пытался (это видно по публикациям в шведской прессе) придать себе значимости в этой истории. Криминолог всегда утверждал, что новые доказательства нуждаются в проверке.
К 13 января 2016 года прошли первые тесты револьвера — выяснилось, что он был произведен до убийства. Это давало надежду на то, что в деле Улофа Пальме появилась первая по-настоящему важная улика.
К 20 января проверка была полностью завершена. Она присвоила револьверу оценку —1 по той же шкале от —4 до +4. Это значит, что скорее всего оружие никак не связано с убийством. Не факт даже, что полиция продолжит анализ этой находки — надежда на анонимный источник Перссона не оправдалась.
С одной стороны, ничего сенсационного не произошло: в рамках расследования убийства Улофа Пальме полиция проводила анализ около полутысячи различных стволов, и находку Перссона просто надо поставить в один ряд с другими. С другой, чем больше времени проходит с 1986 года, тем призрачнее шансы на то, что дело вообще когда-нибудь будет раскрыто. Широкое обсуждение этой истории, развернувшееся в шведской прессе в начале 2016 года, вообще может оказаться последним — мало кому верится, что убийцу вдруг найдут после 30-летних поисков.
Александр Поливанов